Год выпуска оригинальной статьи в «Petrolicious» - 2017
Перевод - автоклуб "ВЕТЕРОК"
Путешествие в прошлое сродни поездке в другую страну — люди ведут себя совсем по-другому, не исключение и гонки в Монако. В этом фильме, который, судя по всему, взят из цикла картин Джона Тейта "Мужской дневник автогонок", дает нам понять, каким был автомобильный спорт через десятилетие после своего возрождения по окончании Второй Мировой войны.
На Гран-При Монако 1957 года первым поворотом все еще была шпилька у газовой станции (которая, в общем-то до сих пор часть трассы), от автомобилей зрителей защищали столбики (т.е. защиты не было), а мысль построить бассейн в марине никому не приходила в голову даже в мечтах. Картины тропических рифов и рыбы подчеркивались скорее словом rascasse (т.е. "скорпена"), нежели жуткими похмельями, а если вам пришла бы мысль зайти в один из самых популярных ресторанов в Монако и быстренько взять блюдо, названное в честь американского флага, вам бы сразу же отказали avec grand vitesse* (* - очень быстро, фр.).
ПРИМЕЧАНИЕ: с 13:05 по 15:40 показываются те же кадры, что и с 15:40 по 18:05. После этого следует продолжение рассказа.
К несчастью, те времена уже не вернуть. На смену видным героическим личностям старого Гран-При пришли громко распиаренные люди, празднующие победу спонсоров своей марки. Ваш бармен скорее смешает вам вкусненький, но разбавленный коктейль с каким-нибудь смешным названием вроде "Кричащего оргазма", чем подаст великолепный сухой мартини. Ах да, и в кухне уже нет цыпленка под винным соусом coq au vin, хотя, может, вы с большим удовольствием закажете фиш-энд-чипс с помощью многоязычного электронного меню, доступного для каждого посетителя? Конечно же, будущее наступило, но, похоже, стиль и красота проделали тот же путь, что и принцесса Грейс.
Впрочем, хватит раздражений по поводу эстетики современной "Формулы 1". Вместо этого отвлекитесь на любительские кадры, сделанные Джоном Тейтом для своего фильма, где он пытается держать автомобили в кадре, проявляет самое настоящее хладнокровие, стоя у края трассы и постоянно трася головой, в то время как твои глаза следят за автомобилями, пролетающими мимо на сумасшедшей скорости. Сконцентрируйтесь на великолепных шрифтах рекламных щитов Bitter Campari и Castrol, на ревущей песни моторов V12 у Maserati, а заодно попробуйте расшифровать подленькие реплики о гонщиках.
Наверное, если бы команда корреспондентов выпустила такой фильм о гонке в наши дни, их бы просто уволили — современными стандартами тут и не пахнет. Однако в фильме показаны времена, когда подготовка к гонке была гораздо более интересной чем сама гонка. И действительно — читать описание победы Фанхио на 22-ом чемпионате мира куда более захватывающее, чем комментарии к современной гонке "Формулы". А пляшущие цвета и зернистые формы этого ютьюбовского клипа выглядят лучше, чем любая передача на канале Sky. Возникающее горько-сладкое чувство ностальгии (даже у тех, кто еще не родился в 1957-м) захватывает куда больше, чем любой репортаж о современных гонках, показанный на большом экране, сделанный с большим бюджетом, но без каких-либо эмоций.
Ностальгия пробуждает чувство братского отношения к людям, наполняет жизнь смыслом и побуждает нас взглянуть на настоящее с сильным желанием привнести в него хорошие вещи из прошлого. Это — часть нашей общей диалектики. Если бы мы не записывали вещи, которые были важны для нас в тот или иной период, у нас было бы меньше ориентиров, меньше воспоминаний, меньше причин пытаться вернуть хорошие моменты.
В этом фильме мы видим, какими неповоротливыми были гонки по сравнению с сегодняшними пит-стопами на F1, укладывающимися менее чем в две секунды, и каким наплевательским было отношение к безопасности. Шлем? Какой шлем?! Правда, в этом бардаке мы не видим, как Мосс попал в аварию на четвертом круге, и как Коллинз также попал в аварию, пытаясь её объехать. Мы видимь лишь последствия опасных ситуаций, возникших на трассе, как, например, разбитый нос Ferrari Трентиньяна. В этом смысле, зритель наблюдает куда более реалистичную картину чем во время спортивной трансляции по телевидению. Происходящее пропитано ритмом стаккато: или ничего не происходит, а настроение тихое и спокойное, или "занять боевые посты по расписанию", и все проносится на скорости 160 км/ч как по-настоящему. И, как если бы вы действительно лично присутствовали на гонке, все, что вы увидите, ограничивается лишь тем, что может увидеть одна пара глаз на голове. Это придает любительскому фильму ностальгическую атмосферу и делает работу оператора по-настоящему реалистичной.
28 мая этого года, когда вы будете смотреть новую гонку Гран-При Монако, вспомните этот фильм и представьте, сколько бы вы заплатили за билет на самолет, который отвез бы вас в прошлое.