Автор - Алекс Собрен
Фото - Алекс Собрен
Год выпуска оригинальной статьи в «Petrolicious» - 2017
Перевод - автоклуб "ВЕТЕРОК"
В немецком языке должно быть слово с большим количеством букв, смысл которого означает "быть скромным прародителем великой империи, тихие достижения которого начали прокладывать путь к величию". Возможно, в отсутствие такого слова вместо него можно использовать такой индекс: BMW E12 M535i. В конечном итоге, он ведь немецкий.
Это — автомобиль, прочно связанный с историей происхождения BMW Motorsport GmbH, но который, несмотря на популярность и почитания этого бренда в дальнейшем, остался скорее в тени. Как известно, история подразделения Motorsport началась по-настоящему в начале 1970-х, когда, отпочковавшись от крайне успешной гоночной программы Ford Capri, которая забивала BMW до полусмерти, Йохен Неерпаш своим ловким руководством превратил относительно посредственную Е9 в болид чемпионов, каким мы её знаем сегодня. Эта история хорошо задокументирована и не стоит еще одной "простыни" здесь. Вместо этого, героем нашего рассказа станет автомобиль, который во многом избежал такой судьбы.
Хотя первую BMW 5-й серии разрабатывали в годы доминирования CSL, она существенно отличалась от своих дальних гоночных родственников. С учетом нефтяного кризиса 1973 года и возросших требоний по экономичности, E12 оснащались моторами, которые нельзя назвать особенно, ну, скажем так, "мощными". Хотя это не означает, что у нее не было общей ДНК с BMW того времени. Дизайн, созданный Полем Браком (человек, нарисовавший такие иконы как "диктаторский" Mercedes 600 и "акулья" BMW E24 6-й серии), гарантировал, что эти медленные, но красивые седаны с четкими привлекательными линиями были почитаемы так же, как те, чьи размытые очертания можно было разобрать на гоночных треках в разных точках света.
Хотя маломощные моторы под капотом были не у всех Е12, на закате жизни этой модели на свет появилась М535i. Директор Motorsport Неерпаш не позволял небольшим моторчикам отвлекать внимание от великолепных настроек шасси и имеющегося потенциала, а потому начал украдкой проводить тюнинг небольшого числа данных моделей с помощью возможностей Motorsport. Такие автомобили предлагались избранным клиентам на очень выгодных, дружеских условиях, и выпускались тиражами, которые никак нельзя назвать большими. Такие ранние, опытные E12 стали тестовой площадкой для автомобилей, предназначенных для дорог общего пользования, выпущенных Motorsport. Единственный предшественник автомобилей со значком "М" — М1 — был омологацией, а не автомобилем с четким производственным планом. Эту нишу заполнила M535i — первая "Эмка", специально созданная для тех, кто будет пользоваться ей на дорогах общего пользования.
Так что же в действительности происходило с Е12 в первоначальном здании Motorsport в Мюнхене на Пройзенштрассе 45 ? (Вы сказали: "Гархинг"? Нет, еще нет, молодые люди!) Не хотелось бы принижать E28 M535i, но эта Е12 была совершенно другим "зверем", зверем другого рода, класса и так далее. В экстерьере E12 M535i получила низкий и агрессивный передний спойлер, разместившийся на крышке багажника мощный задний спойлер из черной резины, и в довершение ко всему, типичные для 80-х, восхитительные широкие полоски вдоль всего кузова. В салоне четырехдверки стандартные передние кресла заменили на "Рекаровские", а водитель получил такое же рулевое колесо как в суперкаре M1. Если говорить о технической стороне, то под капот запихнули 3,5-литровую рядную "шестерку" от М90, которая стала работать в паре с короткоходной коробкой передач Getrag со схемой Dogleg, через которую крутящий момент посылался на задние колеса с помощью дифференциала повышенного трения. Для жесткости в автомобиль добавили специальную подвеску, а для замедления — увеличенные передние тормоза. В присутствии Polizei — полезное добавление, вне сомнений.
Так что, разве можно придумать историю происхождения культовых M5 лучше, чем эта: загадочный хот-род, о котором большинство практически ничего не знает? Разве не в этом смысл существования данной линейки: прикоснуться к инженерии Motorsport с помощью неприметного пакета улучшений? Минимизировать его присутствие для непосвященных, тех, кто не знает, что это означает? Да, у него не такой же шильдик, но ведь и мы не в точности похожи на своих родителей. И если CSL и M1 представляют собой начало Motorsport как целого, то этот M535i — это первый ключевой элемент на пути к линейке серийных автомобилей М. Управлять им стоит не ради того, чтобы почувствовать кардинально современные характеристики. Да он для этого и не создан. Говоря проще, он нужен для того, чтобы получить свои руки власть над историей марки.