28 мая 1983 года молодой немецкий гонщик Штефан Беллоф проехал один из самых впечатляющих кругов в истории автоспорта. За рулем Porsche 956 он установил рекорд круга (6:11,130) на, вероятно, самой опасной и сложной трассе в мире – «Северной петле» Нюрбургринга. И держится этот рекорд по сей день.
ТРАССА – НЮРБУРГРИНГ
Нюрбургринг, получивший прозвище «Зеленый ад», с легкой руки Джеки Стюарта, стал синонимом сложности и опасности уже в момент своего открытия в 1927 году. Хотя в те годы в порядке вещей было нестись на гоночных автомобилях по узким улочкам итальянских городов. А отсутствие каких-либо средств безопасности, включая оградительные барьеры, не пугало лихих автомобилистов. Долгие годы Нюрбургринг оставался основным местом проведения Гран–при Германии, но «Формула-1» покинула эту трассу после аварии Ники Лауды в 1976 году, в которой тот чудом остался жив, но получил многочисленные ожоги. Причем австрийский чемпион стал первым гонщиком, которому удалось потратить на прохождение «Нордшляйфе» менее 7 минут. После «1000 км Нюрбургринга» ’83 на современное, более безопасное, кольцо Grand Prix переместились и прототипы Чемпионата мира по гонкам на выносливость.
Конфигурация трассы неоднократно менялась и изначально, помимо «Северной петли» (Nordschleife), включала «Южную петлю» (Südschleife). Однако в 30-х годах Большой Приз Германии стал проводиться на 22,81-километровом «Нордшляйфе», а уделом «Сюдшляйфе» протяженностью 7,75 км остались менее престижные «Айфельские гонки». С конца 1982 года в связи со строительством гоночного кольца Гран–при Nordschleife была сокращена на 2 км. Именно в этом виде легендарное кольцо сохранилось до наших дней и любой желающий может попробовать приблизиться к рекорду Беллофа.
В наши дни время круга на классическом «Нюрбургринге» является неким эталоном для сравнения возможностей спортивных автомобилей, поэтому автопроизводители практически непрерывно тестируют там свои новинки и регулярно обновляют рекорды для себе подобных. Нынешние суперкары научились проходить «Северную петлю» менее чем за 7 минут, а при специальной подготовке способны выйти из 6’50. На сегодняшний день рекорд для дорожных автомобилей принадлежит McLaren P1 LM (6’43.2), которую подготовили в специализированной фирме Lanzante Motorsport.
Porsche 956 и его «правнук» Porsche 918 Spyder – один из самых быстрых серийных автомобилей на «Северной петле».
АВТОМОБИЛЬ – PORSCHE 956
Спортпрототип Porsche 956 можно смело назвать одним из лучших гоночных автомобилей в истории автоспорта. Различные модификации 956-го и его длиннобазного родного брата 962-го принесли 7 побед в «24 часах Ле-Мана» и 5 – в «24 часах Дайтоны», 5 мировых чемпионских титулов и 44 победы на этапах WEC, 3 чемпионских титула и 54 победы в IMSA, 5 титулов и 33 победы в Чемпионате Японии, 66 побед в европейской «Интерсерии» и 14 – в Суперкубке Германии.
Porsche 956
Porsche 956 был разработан под требования Группы C, которые вступили в силу в 1982 году. Его создатель, Норберт Зингер, для увеличения прижимной силы решил использовать принцип граунд-эффекта, получивший широкое распространение в «Формуле-1» конца 70-х и начала 80-х. Шасси автомобиля представляло собой монокок, изготовленный из алюминиевого сплава и обшитый карбоновыми и стеклопластиковыми панелями, с передней подвеской на двойных поперечных рычагах и задней с нижними поперечными рычагами и верхними рокерными. Сердце автомобиля - 6-цилиндровый оппозитник объемом 2,65 литра с двумя турбонагнетателями KKK и водяным охлаждением головок блока цилиндров. Создавался мотор под руководством Ханса Мецгера для проекта Indycar, который так и не был реализован. За год до появления 956-го этот двигатель, установленный на старое шасси 936-й модели, уже принес Porsche очередную победу в Ле-Мане. Именно этому агрегату суждено было стать пионером применения электронной системы управления Bosch Motronic. Заводские болиды в сезоне '83 имели мощность около 630 л.с. при 8200 об/мин при массе болида в 840 кг.
Заводские Porsche 956 на «24 часах Ле-Мана» ’82, где они в полном составе заняли пьедестал почета
В 1983 году Porsche 956 уступал лучшим болидам Ф-1, лишенным граунд-эффекта, но имевшим специальные квалификационные двигатели и шины, от 2 до 4 секунд с круга в зависимости от трассы. Результаты, с которыми гонщики Porsche завоевывали поул-позиции на этапах WEC, позволили бы занять места в середине стартового поля Гран–при «Формулы-1» (для сравнения, в сезоне 2016 года эта разница составляла от 6 до 9 секунд с круга). Стоит заметить, что 956-й разрабатывался в первую очередь для кольца Сартэ, а на извилистом и кочковатом Нюрбургринге чувствовал себя не в своей тарелке. Так, в «Карусели» гонщикам нужно было быть максимально внимательными и аккуратными, чтобы не повредить элементы профилированного днища. Сложно сказать, какое время заняло бы прохождение «Северной петли» у современных гибридов класса LMP1. Естественно, технический прогресс все эти 34 года не стоял на месте, и в теории современные прототипы могут выйти из 6 минут, но не стоит забывать, что езда по Нюрбургрингу на таких скоростях предъявляет повышенные требования к отваге пилота.
ГОНЩИК – ШТЕФАН БЕЛЛОФ
Штефан Беллоф ворвался на международную автоспортивную арену подобно метеору, выиграв первые же две гонки в Чемпионате Европы Формулы-2 1982 года. Беллоф завершил дебютный сезон в Ф-2 на четвертой позиции, а на будущий сезон менеджер Rothmans Porsche Петер Фальк пригласил молодого немецкого гонщика в ряды заводской команды, выступавшей в Чемпионате мира по гонкам на выносливость. Беллоф вместе с Дереком Беллом выиграл этап на Сильверстоуне, свою первую же гонку за рулем Porsche 956. Параллельно Штефан продолжил выступления в Формуле-2, но по итогам года не смог подняться выше девятого места – шасси Maurer-BMW, на котором он гонялся, в том сезоне не позволяло бороться за высокие места и сильно уступало Ralt-Honda.
Гран–при Монако ’84 – момент славы Штефана Беллофа в «Формуле-1». Молодой немец финишировал на третьем месте. Многие уверены, что если бы директор гонки Жаки Икс, не принял бы решение о ее досрочной остановке, то Беллоф расправился бы и с Айртоном Сенной, впервые в карьере приехавшем на подиум, и с лидером сезона Аленом Простом.
В 1984 году Штефан Беллоф воплотил свою мечту: дебютировал в Формуле-1. Правда, команда Кена Тиррелла уже давно не являлась лидером Ф-1, а в том году была единственной, не имеющей турбомотора. Тем не менее Штефан не раз заставлял обратить на себя внимание. В первую очередь, на легендарном дождевом Гран–при Монако ’84. В середине сезона команда Tyrrell была дисквалифицирована вследствие топливного скандала, а результаты Беллофа и его напарника Мартина Брандла исключены из протоколов. Разочарование немца от первого сезона в Королеве автоспорта скрасили шесть побед в девяти гонках и титул Чемпиона мира в WEC.
Штефан Беллоф приветствует своего партнера по экипажу Дерека Белла на финише «1000 км Фуджи» ’84. Белл первым увидел клетчатый флаг, что принесло Беллофу титул Чемпиона мира
Решив сосредоточиться на выступлениях в Ф-1, Беллоф отказался от места в Rothmans Porsche, но все же не оставил гонки спортпрототипов окончательно, договорившись о выступлениях на нескольких этапах WEC ’85 в составе команды Вальтера Бруна. Во время гонки в Спа Беллоф за рулем Porsche 956 преследовал заводской 962-й Жаки Икса и пошел на рискованный обгон на входе в Eau Rouge. Две машины столкнулись, синхронно закрутились и врезались в отбойники. Жаки самостоятельно выбрался из своего «Порше» и пошел к загоревшемуся автомобилю Штефана, но 27-летний немец скончался от полученных травм на месте.
Все, что осталось от машины Беллофа после аварии в «1000 км Спа» ’85. Штефану не повезло, удар получился лобовым, что не оставило гонщику шансов выжить.
Штефан был не просто быстрым гонщиком, а очень быстрым. Еще в 1982 году он поразил всех своим быстрым кругом по «Нордшляйфе» в гонке Ф-2 – 7'06.51 по 22,81-километровой версии трассы. За два сезона в составе заводской команды Porsche немецкий гонщик завоевал больше поулов, чем кто-либо из его куда более опытных партнеров по команде. Во время второго сезона в Tyrrell немцем заинтересовался сам Энцо Феррари. Потенциально Беллоф мог стать первым немецким Чемпионом мира Ф-1 задолго до Михаэля Шумахера и встать в один ряд со своим современником Айртоном Сенной. К несчастью, звезда Штефана Беллофа погасла слишком рано.
«1000 КМ НЮРБУРГРИНГА» 1983
Чемпионат мира по гонкам на выносливость
3-й из 7 этапов
Субботнее утро выдалось пасмурным и прохладным. Первые ориентиры времени поула показали гонщики заводской команды Porsche: британец Дерек Белл (6’31.69) и бельгиец Жаки Икс (6’27.36). Но так как местами трек оставался влажным, было понятно, что после обеда это время можно значительно улучшить. К тому же каждый из экипажей получил в свое распоряжение по одному комплекту квалификационных шин. Поначалу Dunlop отказались предоставлять подобные шины, так как опасались что на длинном и извилистом кольце Нюрбургринга они потеряют свою эффективность еще до конца быстрого круга, но в конце концов поддались на уговоры «Порше». В заводской команде Porsche эти покрышки доверили местным пилотам – опытному Йохену Массу и молодому Штефану Беллофу.
Масс, выступавший в одном экипаже с Иксом, первым показал истинные возможности Porsche 956 на «Северной петле» – 6’16.85, что было на 15 сек. быстрее времени лидировавшего в чемпионате Боба Воллека на частном 956-м команды Joest Racing и на 23 сек. действующего чемпиона мира Ф-1 Кеке Росберга на аналогичной машине коллектива GTi Engineering. В защиту Росберга можно сказать, что он впервые опробовал спортпрототип с непривычным ему турбодвигателем лишь накануне и был удивлен задержкой турбонагнетателя. Результат, показанный Йохеном, был на вершине протокола, пока на трассе не появился автомобиль под номером «2» его соотечественника Беллофа, который показал просто невероятное время – 6’11.13 и завоевал для своего экипажа первую стартовую позицию.
Штефан Беллоф так прокомментировал свой поул: «Я мог проехать и быстрее, но совершил две ошибки, и 911-й ненадолго встал у меня на пути».
Штефан Беллоф продолжал удивлять своей скоростью и в день гонки, когда на первом же круге привез шедшему следом Йохену Массу 8 с., а к концу 7-го круга, когда он уступил место за рулем Дереку Беллу, отрыв составлял уже 36 секунд. Беллу на трассе противостоял Жаки Икс. Бельгиец стал сокращать отрыв, установив новый рекорд круга в гонке – 6’34.3. Икс считался признанным мастером этой трассы: в 67-м он поразил всех в своей дебютной гонке Чемпионата мира Ф-1, когда на Matra Формулы-2 на равных сражался с более мощными машинами конкурентов, а в 69-м и 72-м одержал две блестящие победы в Гран–при Германии.
Беллофу такое положение вещей не понравилось и, вновь оказавшись за рулем Porsche 956 на 15-м круге, он стал стремительно возвращать растраченный напарником гандикап. Штефану удалось промчать круг за 6’25.91, что до сих пор является официальным рекордом «Нордшляйфе». Но, видимо чересчур увлекшись, молодой немецкий гонщик уже на следующем, 19-м, круге потерял контроль над своим автомобилем на участке Pflanzgarten и на скорости в 255 км/ч приложился об отбойник. К счастью, обошлось без травм, но машина была разбита.
Йохен Масс за рулем Porsche 956 #1 проезжает мимо разбитого Штефаном Беллофом автомобиля #2
Менее удачно закончилась авария для швейцарца Вальтера Брюна, разбившего свой Sehcar-BMW в Kesselchen: он сломал руку. Из-за этого инцидента гонка была остановлена на 1,5 часа. После ее возобновления пилотам предстояло пройти еще 19 кругов: дистанция была сокращена на 94 км. Казалось, что никто не сможет помешать Массу и Иксу отпраздновать победу, ведь ближайшие преследователи - экипаж Йоханссона и Воллека - отставали более чем на 5 минут и испытывали проблемы с коробкой передач и турбонаддувом. Однако за несколько кругов до финиша Масс был вынужден свернуть на пит-лейн для ремонта задней правой подвески, поврежденной на Flugplatz. Механики Rothmans Porsche справились менее чем за 6 минут, что позволило Иксу вернуться на трассу с минутным преимуществом перед Йоханссоном и довести дело до победы.