Я хорошо помню, как пилоты "Формулы 1″, выступавшие против Айртона Сенны, рассказывали, что один лишь вид его ярко-желтого шлема в зеркале заднего вида мог напугать их настолько, что они совершали ошибку. И это — просто шлем. А теперь представьте, что вы видите, как к вам сзади приближаются клешни гигантского 720-сильного омара.
Или представьте мое удивление, когда я узнал о гоночных автомобилях с красным лобстером на капоте, о которых не слышал из-за детства, проведенного в Европе. Я сразу же представил, какой ужас они вселяли в соперников. Одних лишь чёрных глаз-бусин и огромных клешней должно было хватить, чтобы сбить концентрацию.
Автомобиль, о котором я говорю, — это March IMSA GTP ‘Executone’ 83 G1 1983 года выпуска. На нем выступали гонщики-частники Кенпер Миллер и Дэвид Коуарт, которые также самостоятельно занимались его обслуживанием. За рулём "Красного лобстера" они принимали участие в гонках серии Camel GT в период с июля 1983 г. по март 1985 года. За это время автомобиль 11 раз приходил к финишу в пятерке лучших, а также 15 раз занимал места в ТОП-10 участников. Конкретно эта ракообразная зверюга представляла собой "ракету" массой почти тонну, которая благодаря двигателю Chevrolet V8 мощностью 720 л.с. развивала 346 км/ч и боролась на равных с мощными Porsche 962.
Нравилась ли она фанатам? Ха, Международная ассоциация автоспорта IMSA даже арендовала этот автомобиль, используя его в качестве рекламы предстоящих гонок в городах США. "Красный лобстер" был популярным как у фанатов, так и у гонщиков и стал настоящим примером эмоциональной привязанности, которую могут создать крутые ливреи.
Сам же внешний вид ливреи создал американский художник Стивен Бак. В то время он работал над серией муралов для сети ресторанов. Еще до того, как его работы увидели свет, гоночная команда спросила, может ли автор работы перенести её на автомобиль. То есть сделать нечто близкое моей душе и тематике работ.
Когда автомобиль был готов, кто-то подметил, что форма машины и омара идеально подходят друг другу. Все смотрелось настолько естественно, будто культовые обтекаемые кузова автомобилей GT, столь известные и любимые нами, появились благодаря естественной форме ракообразных.
А что, если машина попадет в аварию? Джек Дерен в интервью IMSA.com утверждал следующее: "Я рисовал этого лобстера уже раз 16. В первый раз его нарисовал художник Red Lobster. От меня же хотели, чтобы я сделал трафарет на случай, если машину придется вновь перекрашивать. Я попробовал его сделать, но у меня ничего не вышло. Но где-то после второй покраски, я его все-таки вырезал вручную, приложил к кузову и покрасил.
Единственная проблема с дизайном этого типа, ливрея со многих ракурсов будет казаться наполовину незаконченной, пока не увидишь автомобиль целиком. Одновременно удивительно, что ливрея все равно работает без необходимости видеть целый дизайн. Ножки, проходящие по дверям, выполняют роль своего рода гоночных полосок, а тело омара идеально ложится на кузов автомобиля, подчеркивая его классический обтекаемый профиль.
И потом есть еще и гигантские клешни, которые перекрывают передние колеса и прижимают автомобиль к асфальту. Если бы можно было кое-что слегка подправить, я бы нанес кусочек хвоста на... заднее антикрыло.
Конечно же, были и другие гоночные автомобили с животными на кузове. Например, нынешняя ливрея команды Red Bull с разъяренным быком, которая, впрочем, могла бы быть и получше, как бы я её не любил. Также до сих пор вспоминаются болиды F1 команды Jordan сезонов 1998-2000 гг. и 2001 г. с осой и акулой на кузове, во многом — благодаря мгновенной узнаваемости, которую создали эти ливреи. И, наконец, был еще болид "Формулы 1″ Samson Lion Shadow, на котором в 1977 году выступал Ян Ламмерс. Он тоже достаточно безумный, хотя и является примером неаккуратной аэрографии из 70-х.
Однако ни один из этих дизайнов не обладает той простотой и наслаждением, которые дарит "Красный лобстер". Это — одна из тех историй, которая могла произойти только с командой частников, у которой не было огромного совещательного органа, выносящего окончательные решения о дизайне. Высказав эту мысль, и написав не одну подобную статью, я уже смирился , что в мире гоночных ливрей мы, скорее всего, уже никогда не увидим подобную творческую свободу. Что меня опять-таки удивляет, потому как все команды настолько хотят выделиться, насколько это позволит телеэкран, а "Красный лобстер" создал себе пиар своими гигантскими клешнями.
Вот вам предложение: нарисуйте на следующем гоночном автомобиле гигантское животное... Я слышал, на YouTube большой популярностью пользуются котики...