Статьи

Сэр Стирлинг Мосс ушел из жизни в возрасте 90 лет

2020-04-26 01:41 Переводы автомобильных изданий
Автор – Джеймс Гент
Фото – Stirling Moss LTD и Daimler при содействии Mercedes-Benz Classic Centre
Перевод – автоклуб «Ветерок»
Оригинальной статья – «Petrolicious», 12.04.2020.
Сегодня утром (12 апреля 2020 года, прим. переводчика) весь мир отдает дань уважения памяти Стирлинга Мосса, одного из по истине маэстро «универсалов» автоспорта.
Ранее было объявлено, что Сэр Стирлинг, считающийся в широких кругах величайшим гонщиком из числа тех, кто никогда не выигрывал Чемпионат Мира Формулы-1, скончался от продолжительной болезни. Ему было 90 лет.
Родился он в Западном Кенсингтоне Лондона 17 сентября 1929 года в семье Эйлин и Альфреда Моссов. Его отец также был гонщиком. Сэр Стирлинг Мосс прочно вписался в Книгу рекордов автоспорта, одержав победу в 16 из 66 Гран-При , в которых он состязался на рубеже 1951 и 1961 годов, а также занимая места на подиумах в Ле-Мане, одержав абсолютную победу в 12 Часах Себринга в 1954 году и совершая подвиги на Mille Miglia помимо многих, многих других достижений. Его победа на Mille Miglia 1955 года бок-о-бок с известным автоспортивным журналистом и писателем Деннисом Дженкинсоном часто вспоминается как одна из самых смелых за всю историю.
Впервые о нем узнали в широких кругах автоспорта в послевоенной серии Formula 5000cc в 1948 году, что неудивительно, дважды выиграв британский чемпионат, Сэр Стирлинг весьма неизбежно совершил прыжок в гонку Гран-При Формулы-1 в 1951 году. Хоть и выступить на открытии сезона Swiss GP пришлось «взаймы», где будущий гигант автоспорта занял солидное 8-е место в HWM 51.
Заявив о себе своим первым подиумом в Формуле-1 на предыдущем Гран-При Бельгии – все еще проводившимся на тот момент на известном своей чрезвычайной опасностью 14-километровом автодроме Франкоршам Спа – Сэр Стирлинг присоединился к непобедимому экипажу Daimler Grand Prix в 1955 году, чтобы всерьез начать свою полноценную карьеру в Гран-При. Тогда же и началось двухлетнее соперничество и тесная дружба с сокомандником, пятикратным чемпионом мира Хуаном Мануэлем Фанхио. Несмотря на ломаный английский великого аргентинца и еще более «заржавевший» испанский сэра Стирлинга.
В своей первой полноценной кампании в F1 Сэр Стирлинг дважды занял 2-е место в Fangio в Бельгии и в Нидерландах, прежде чем взял свою первую победу на Гран-При Великобритании в том же году в Эйнтри. Победа была почти гарантирована в том же году и в гонке 24 часа Ле-Мана, и все это еще до того, как Mercedes снялся с этих соревнований после ужасной аварии, которая стоила жизни Пьеру Левегу и более чем 80 зрителям.
Второе место в турнирной таблице Формулы-1 в 1955 году было первым из четырех последующих для Мосса, после этого великий британец трижды занимал 3-е место, чтобы по-настоящему закрепить эту традицию. Смело можно сказать, что самая известная из этих кампаний была в 1958 году, когда сэр Стирлинг Мосс выиграл четыре Гран-При для команд Vanwall и Cooper, в их же числе и его знаменитая победа в Монако против могучего Феррари – и, казалось, что участие в чемпионате для него было только ради того, чтобы свидетельствовать против дисквалификации своего ближайшего соперника по чемпионату, Майка Хоторна. Это было решение, которое в конечном счете стоило сэру Стирлингу титула, но емко говорило о духе соперничества человека.
Более 10 лет гоночной карьеры насчитывают 16 побед в Гран-при, последующие 19 победы вне чемпионата и бесчисленные награды в автоспорте. Карьера сэра Стирлинга в Гран-При резко оборвалась в возрасте 32 лет на "Гловер Трофи" в Гудвуде во время печально известной аварии за рулем Lotus Climax в апреле 1962 года. Что примечательно, это были пасхальные выходные того года.
Несмотря на тяжелую травму, Сэр Стирлинг Мосс выжил после аварии и с тех пор был удостоен звания почетного гостя на каждом Фестивале Скорости, проходившем в этом месте.
Его возвращение произойдет позже, особенно хорошо это прослеживается в единичных стартах на Bathurst 1000 в 1970-х годах, а также неудачных заездах с Audi на British Touring Car Championship в 1980 и 1981 годах. Спустя годы сэр Стирлинг навсегда «повесил свой шлем» после исторической авто-гонки в Ле-Мане в 2011 году, а в январе 2018 года окончательно ушел с арены публичной жизни.
У сэра Стирлинга Мосса остались его жена Леди Сьюзи, дочь Эллисон Брэдли и сын Эллиот Мосс, которым все в Petrolicious выражают свои самые искренние соболезнования. Те, кто присутствовал в день, когда этот великий человек снова воссоединился с Mercedes-Benz 300 SLR в 2015 году, будут дорожить своими воспоминаниями.
*Фотографии любезно предоставлены Stirling Moss LTD и Daimler при содействии Mercedes-Benz Classic Centre