ercedes-Benz 300 SL, Jaguar E-Type 3.8 OTS, BMW M1, Nissan Skyline GT-R R32 — четыре десятилетия, четыре характера и одно, что объединяет эти спорткары — концепция конструкции шестицилиндровых моторов.
Иногда те, кого считают уже погибшим, живут дольше ожидаемого. И к неудовольствию "моторных гурманов" рядный шестицилиндровый мотор находится в "Красной книге" видов, которым грозит исчезновение. Он был рожден в 1903 году в компании Spyker в Голландии, а затем распространился по всему миру. Он приводил в движение все, что угодно — от мотоциклов до самолетов. Он завоевал гоночное автомобилестроение и многочисленные сердца. Он стал победителем "Гран-При" и многократным победителем гонок "24 часа Ле-Мана". Но в наши дни он ведет затворнический образ жизни под капотом немногочисленных Volvo и BMW.
"Морда", ставшая иконой — передняя часть Mercedes SL
Рядный шестицилиндровый агрегат M 198, установленный на Mercedes 300 SL, кренится на сторону водителя, грубо работает на холостых и оглушает сидящих в кабине громким рёвом на скорости.
Там в келейной тишине он, похоже, ожидает, что и ему сделают "даунсайзинг" до его изначального состояния — трехцилиндрового мотора. Или лучше сказать — до двух трехцилиндровых моторов. Ведь концептуально рядная "шестерка" состоит из дуэта двух сочлененных трехцилиндровых двигателей, что не только верно математически, но и влечет за собой физическое преимущество в виде полностью уравновешенных инерционных масс. Благодаря своей врожденной свободе от вибраций, рядный шестицилиндровый двигатель станет символом высокого инженерного искусства, возведет плавность хода в своего рода Всемирное наследие и превратится в синоним спокойствия. Или наоборот — в способ заставить сердце биться чаще, ведь его судьба будто его блок растянулась аж на четыре спорткара прошлого столетия— Mercedes 300 SL, Jaguar E-Type, BMW M1 и Nissan Skyline GT-R. Это — апогей успешной жизни рядного двигателя, показывающий, насколько разносторонним он может быть.
Смерть легенды? Рано злорадствуете!
Пожалуй, эти четыре автомобиля не просто стоят на пристани в Бремерхафене, а выступают в роли характерных представителей славных десятилетий жизни рядного шестицилиндрового мотора и его особенностей, что гораздо важнее. Тех особенностей, которые служат синонимом технического новаторства в 300 SL с непосредственным впрыском топлива. Тех, что выражают постоянство, красной нитью проходящее через перипетии истории Jaguar. Ведь данный E-Type не просто стал автомобилем, воплотившим "Свинг 60-х", но и моделью, которой вся марка до сих пор обязана своим существованием, несмотря на различные попытки "самоубийства". Рядная шестерка в BMW означает гибкость в организации пространства. Ведь в "баварце" этот мотор втиснулся между "полочкой" для багажа и спинкой сиденья. А еще эти особенности служат синонимом плотной связи с автоспортом, которая выражена во всех четырех автомобилях, но особенно ярко раскрывается в "Ниссане".
В отличие от многих двигателей, мощность рядных шестицилиндровых моторов никогда не выходила за существующие рамки. Mercedes 300 SL и Nissan GT-R разделяют 34 и всего лишь 65 л.с. В 2014 году максимум отдачи такого двигателя составлял 431 л.с.
В 1989 году эта история не закончилась. Mercedes 190 EVO II, Volvo V70 T6 R и BMW M3 CSL — все они могли бы рассказать, какой была бы эволюция развития этого мотора, если бы линейка его времени вышла бы за принятые рамки. И все же небольшая надежда, что в будущем "Секстет" можно будет встретить не только в классических рамках, еще теплится. Буквально недавно BMW напомнила о своей традиции двигателестроения, выпустив новую M3 и её версию "купе" под названием M4, и одновременно сделав трехлитровый мотор битурбо самым мощным рядным агрегатом всех времен. А что нас ждет теперь станет ясно уже в ближайшем будущем, когда Mercedes вспомнит о старых ценностях и вернет "шесть цилиндров" и в свой строй. В общем, повторим еще раз: иногда те, кого считали погибшими, живут действительно долго.
Четыре рядных "шестерки" из четырех десятилетий — одна буйнее другой
Вывод: Данная схема оценки спорткаров из четырех разных десятилетий выглядит слегка ограниченно. Но в конце явным победителем становится Mercedes 300 SL. Автомобиль с "Крылом чайки" блестяще показывает себя как с акустической точки зрения, так и в других дисциплинах. Как и слегка хаотичный и из-за плоского днища неэргономинчый E-Type, Mercedes на пределах своих возможностей не обходится совсем без критики. С одной стороны это ведет к снижению оценки, с другой — требует от водителя больших навыков. Настоящая, бескомпромиссная динамика начинается с BMW M1 — автомобиля, который частично может задать взбучку даже гоночному Nissan Skyline. Последний, однако, не вызывает столь ярких эмоций.
Оценка
Mercedes 300 SL
BMW M1
Jaguar E-Type 3.8 OTS
Nissan Skyline GT-R R32
Удовольствие
Темперамент
7
9
6
9
Звук
10
8
9
5
Управляемость
6
8
6
10
Промежуточный результат
23
25
21
24
Уютность
Сиденья
4
7
3
9
Подвеска
6
5
6
2
Пространство/трансформируемость
3
4
2
7
Промежуточный результат
13
16
11
18
Фактор зависти
Качество
10
7
6
5
Дизайн
10
7
9
4
IИмидж
10
8
8
2
Промежуточный результат
30
22
23
11
Итоговый результат
66
63
55
53