Автор – Ричард Бремнер
Фото – Тим Эндрю
Перевод – автоклуб «Ветерок»
Год выпуска оригинальной статьи в «CAR» - 1996
На бумаге характеристики E36 AMG и C36 AMG кажутся похожими. Ричард Бремнер сравнил эти два "подогретых" седана и выяснил: больше — значит, лучше.
Они оба серебристые, оба — Мерседесы, и оба оснащены одним и тем же 3,6-литровым 280-сильным 6-цилиндровым двигателем AMG. Оба автомобиля быстры, но всё-таки они разные. Тот, который поменьше, — это седан C36 AMG, штутгартский ответ BMW M3, а более крупный — новый с иголочки E-класс, которому суждено заменить очень специфичный и крайне дорогостоящий E500 с левым рулём. В Германии на смену E500 пришел E50 AMG (о котором мы рассказывали в апрельском номере), однако у AMG не хватало времени на его адаптацию для стран с правосторонним движением, поэтому придётся подождать ещё два года, когда его двигатель будет модифицирован. Мы ещё вернёмся к рассмотрению этой машины, а пока займёмся E36.
Когда вы сидите за рулём E36 AMG, вы чувствуете себя не просто важной шишкой. Это единственная машина, способная совмещать роль великолепного грациозного гран-туризмо и, если надо, стремительного ревущего спортседана. После нескольких минут езды на нём вы не то чтобы ощущаете необходимость, а просто желаете ехать побыстрее, потому что в этой машине чувствуете себя чертовски комфортно. Передвиньте рычаг коробки передач обратно на третью скорость, выжмите до предела педаль газа и прислушайтесь к сладостному мурлыканью мощного 6-цилиндрового двигателя, щедро отдающего свою силу массивным задним колёсам. Прислушайтесь не потому, что должно произойти нечто непредвиденное в его поведении, а просто для того, чтобы ощутить, как волна 385 нм крутящего момента накрывает машину, давая ей твёрдую возможность очень быстро разогнаться до 128 км/ч так, словно она никогда больше не собирается снижать эту скорость.
Конечно, все эти ощущения вы можете получить и дешевле, чем надо выложить £53500 за E36‚ и заказать вместо него C36 за £42050. Как уже отмечалось выше, последний имеет точно такой же доработанный в AMG двигатель, заниженную подвеску, улучшенную тормозную систему, большие колёса и толстую резину. Рецепт тот же, изменится только кастрюля, в которой всё это варится.
Ясно, что чем больше эта кастрюля (в данном случае — автомобиль Е-класса) — тем она вместительнее и объёмистее. Это касается и задней части кузова. Значит, вы ничуть не удивитесь, обнаружив в нём под капотом 3,6-литровый двигатель: большому кораблю — большое плавание. Напротив — C36 AMG, равный по размерам Mondeo. Он примечателен прежде всего тем, что вы не ожидаете увидеть за решёткой его радиатора двигатель с рабочим объемом 3,6 л. 3,6 в таком автомобиле — это та ещё роскошь.
Но это ещё не всё. Массы C36 и E36 также различны: первый весит на 80 кг меньше второго. Разница примерно равна весу одного пассажира: именно поэтому фирма декларирует одинаковое для обеих машин время разгона до 100 км/ч, равное 6,7 сек. По какой-то необъяснимой причине, обе машины выполняют одинаковый объём работ в своей ходовой части, несмотря на несколько разную настройку двигателей, вызванную отличающимися характеристиками выхлопа. C36 развивает мощность 280 л.с., тогда как E36 развивает 272 л.с. — тем не менее, оба автомобиля имеют одинаковый крутящий момент — 385 Нм, но только при разных пиках: меньшая машина — в диапазоне 4000-4750 об/мин, а большая — при 4250 об/мин.
В конце концов, различия ничтожны. Гораздо важнее тот неожиданный факт, что большая машина ведёт себя активней. Почему? Да потому, что у неё более чувствительный дроссельный клапан. Возможно, что секрет кроется в педальном окончании тяги или в способе прокладки тросика, поскольку со стороны дроссельной заслонки никаких различий в соединениях не наблюдается.
"Ешка" демонстрирует также более энергичное выполнение поворотов. Причиной тому реечное рулевое управление, которое обладает более прямым и более точным действием, чем традиционный мерседесовский винтореечный рулевой механизм с шариковой гайкой, работающий на C36. Уже на первых километрах движения вы заметите, что E36 будет вести себя на шпильках увереннее, чем прежние представители "династии" AMG, в том числе и C36.
Несмотря на свою компактность, меньший по размерам автомобиль не реагирует на движения руля быстрее своего большого собрата. Корень проблемы — в системе рулевого управления: в начале движения руль оказывается хотя и нагруженным, но отсоединённым от системы, однако, включившись, он действует точнее, чем вы ожидаете. Второй сюрприз — это разное звучание машин. Если E36 издаёт культурные, мелодичные звуки, то C36 звучит суровее, резче и грубее. Объединяет их только одинаковая мощность, вернее её избыток, особенно в те моменты, когда коленвал делает 3500 об/мин или больше, и стрелка тахометра, электризуясь, начинает занижать показания.
Однако исправить эти недостатки не так-то просто, поскольку вы связаны по рукам и ногам автоматической коробкой передач. Поначалу вас вдохновляет присутствие на панели переключателей маленькой клавиши с буквами S и E. «Ага, — решаете вы, переводя её в положение S, — это спортивный режим переключения скоростей ! Сейчас мы превратимся в гоночный болид!" Но не тут-то было. Выясняется, что сокращение S означает standard, а не sport, а E, как и следовало ожидать, — это первая буква слова economy. В экономичном режиме коробка передач целеустремлённо пытается врубить самую высокую скорость при малейшей возможности. В режиме S трансмиссию можно вывести из этого оцепенения простым толчком правой ноги, но при этом у вас сохранится отчётливое впечатление, что теперь трансмиссия застряла в одном положении, а саму её вытащили из штутгартского такси. Здесь проблема имеет два решения: либо дождаться появления в следующем году 5-ступенчатой автоматической коробки (к сожалению, только для C36 AMG), либо самостоятельно приделать рычаг переключения скоростей.
Результат такой ручной работы вам очень понравится, вне зависимости от того, в каком из двух Мерсов вы находитесь. Вы получите прекраснейшие рабочие характеристики во всем диапазоне 3-й передачи, потрясающе эффективный рывок при выходе из поворота и силу торможения двигателем, достаточную для идеально плавного и удивительно приятного вписывания в повороты. А для быстрого выхода из действительно крутого поворота необходимо понизить скорость вращения вала и включить вторую передачу, т. е. выбрать режим, при котором на мокрой дороге включилась бы в работу система контроля тяговых усилий, предусмотренная стандартной комплектацией E36.
Что же касается C36, то он, как и приличествует его более шумливому поведению, подобной системой не комплектуется, и вы имеете возможность не избегать заноса хвостовой части. На E36 для получения такого же результата можно просто выключить автоматическую систему путем нажатия кнопки ASR, после чего вам гарантируется приятное времяпрепровождение. Однако, сделав так, вы не сможете расстаться с мыслью, что эти машины неспособны устойчиво держаться на дороге в дождь, хотя виной тому будет только ваше неразумное поведение.
Лучше всего эти машины проявляют свои качества на затяжных поворотах, где они чувствуют себя удивительно спокойно, достаточно точно реагируют на движения руля и меняют направление движения почти совсем беззвучно, в отличие от машин меньших размеров, которые издают при этом лёгкий хлопок. И снова E36 держит здесь первенство в основном благодаря большей гибкости в управлении по сравнению с C36.
"Ешка" превосходит "Цешку" и по другим параметрам: её тормоза лучше ощущаются ногой и потому лучше модулируются, а её подвеска "проглатывает" колдобины намного решительнее и тише.
Никакая другая машина не способна катиться по дороге с такой благородной невозмутимостью лимузина, не в последнюю очередь этому способствуют низкопрофильные шины. Дизайн колёсных дисков вносит существенный вклад в формирование внешнего облика 36-х как седанов спортивного типа. Но есть и множество других, менее значительных (нельзя сказать, что неуловимых) черт, заставляющих бить тревогу.
Например, на центральной стойке E36 наклеен отвратительный кусок поддельного кевлара, однако это вдвое безобиднее, чем фальш-карбон, буквально доминирующий в салоне C36. Декоративные элементы, подобные этому, уже не оставляют никакой свободы действий для творчества любителей вульгарного стиля, которые, случайно оказавшись обладателями Мерсов, захотели бы принарядить их в ужасно безвкусные одежды. В целом это должно вызвать лёгкое разочарование. Однако они не стали бы менять в C36 рулевое колесо, обод которого частично покрыт полоской серой кожи, контрастирующей с чёрной. Это примерно так же красиво, как пара ботинок серого цвета. Внутренняя отделка кабины E36 больше соответствует его назначению, хотя не каждый покупатель безропотно примет деревянные декоративные элементы, которые имеют такой вид, будто их держали полдня в жаровне с древесным углем, а затем покрыли лаком. Утешает то, что хотя бы рулевое колесо сделано весьма искусно.
Примерно в таком же стиле выполнен обвес E36. Его можно назвать почти изящным, и это ново для Мерседесов, дизайном которых занимается AMG. Вместе с тем нетрудно заметить пережитки прошлого на юбке переднего бампера, где нижний фронтальный спойлер обезображен безвкусной эмблемой AMG (к счастью, маленькой по размеру), изготовление которой обходится не меньше чем в 5 пфеннигов.
Спортивные элементы более старого C36 нельзя назвать удачными. Это по-прежнему не более чем посторонние дополнительные компоненты, хотя и не лишенные некоторой привлекательности, как, например, бампер или маленькие резиновые "надбровные дуги" колёсных арок. Однако непросто всё же отделаться от мысли, что перед вами автомобиль, предназначенный для состоятельных персон, живущих на широкую ногу.
E36 — лучшая из двух рассмотренных машин, и не просто потому, что она более просторна. Дело в том, что этот автомобиль ещё и более удобен, он лучше управляется, почти ни в чём не уступает своему меньшому собрату и более приспособлен для перевозки багажа. Однако есть небольшая проблема, связанная с тем, что он на £11450 дороже, чем C36, а это значит, что доплатив £1495 (совсем немного по меркам этого уровня), можно приобрести BMW M5, который по времени разгона до 100 км/ч стоит на втором месте. «Совсем небольшая доплата» — скажете вы. Но надо учитывать, что это только в процентном отношении. Случайно вышло так, что C36 стоит на £8000 дороже более шустрого BMW MЗ, который в ближайшем будущем уступит место ещё более быстрой модели, не слишком сильно отличающейся в цене. Для тех, у кого есть деньги, и эта машина не покажется дорогой. Однако есть что-то заманчивое в идее сочетания качеств, присущих "Мерседесам", и динамики хот-рода. Особенно на 6500 об/мин на третьей.