Иногда для меня работа — это лишь повод, чтобы провести время в компании удивительных вещей. Я — профессиональный автомобильный журналист, поэтому тестировать автомобили и путешествовать по миру входит в мои непосредственные обязанности. Проще говоря, у меня лучшая работа в мире.
Недавно по долгу моей службы — если это можно так назвать — меня занесло в официальный исторический клуб Alfa Romeo (Scuderia Del Portello), где мне удалось поближе познакомиться с рядом особенных моделей. Снаружи здание, в котором находятся эти жемчужины автомобильной истории, ничем непримечательно. Как часто бывает в таких случаях, на фасаде нет никаких знаков или вывесок, указывающих на то, что внутри находится одна из самых ценных коллекций моделей марки. По прибытии меня и моего фотографа встречал сам Марко Каджани (Marco Cajani) — президент клуба. Первой мне на глаза попалась только что отреставрированная Giulia GTAm. Заглядываю внутрь и замечаю, что, мягко говоря, интерьер у модели спартанский.
— Это завершенный проект, но мы все еще ждем поставки новых сидений, — послышался голос за моей спиной.
Повернувшись, я увидел Альберто, пожилого механика, который раньше работал в этой мастерской. Он пригласил меня пройти в святую святых клуба. От открывшегося вида сердце в моей груди подпрыгнуло, перевернулось и начало биться быстрее: казалось, в одной комнате собрались все гоночные модели Alfa Romeo, начиная от La Carrera Panamericana 1900 TI и заканчивая последней 147-й, изготовленной Alfa Corse. А жемчужиной этой коллекции была 33-я модель.
— У этого экспоната интересная история, — сказал г-н Каджани, указывая на автомобиль справа. Это был 33/TT3 с заводским номером 1, построенный вокруг пространственной трубчатой рамы.
— Именно этот экземпляр был первым выпущен с конвейера и в 1971 году использовался для предварительных испытаний на Targa Florio. А пилотировали болид Рольф Штоммелен (Rolf Stommelen) и Нино Ваккарелла (Nino Vaccarella). Тогда эта модель все еще носила статус экспериментальной и для реальной гонки в компании решили использовать раму лонжеронного типа, — рассказал г-н Каджани.
Он также подметил, что автомобиль был выкуплен непосредственно у Alfa Romeo в 1986 году, — «в те времена никто не проявлял интерес к этим моделям и нас буквально упрашивали купить их» — а затем переделан. В ходе реставрации ему вернули оригинальную пространственную раму. Этот автомобиль выделяется среди своих собратьев по эпохе: именно он первым получил конфигурацию с 3-литровым двигателем. Он также отличается отсутствием решетки радиатора и передних фар, закрытым боковым сиденьем, небольшим ветровым стеклом и боковыми воздухозаборниками. После реставрации автомобиль часто вывозили на такие мероприятия, как Goodwood, Portimao, и Monza. Г-н Каджани соглашался пилотировать болид только в паре с Артуро Мерцарио (Arturo Merzario).
— Как он в деле? — спросил я, наклоняясь к кокпиту.
— Фантастика! — ответил г-н Каджани. — Короткая колесная база, максимальная скорость 186 миль в час... Требуется некоторое время, чтобы приноровиться к управлению. Но как только ты прочувствуешь этот болид, он превратится в пилотируемую ракету, наделенную управляемостью карта.
— Короткая колесная база, — продолжил г-н Каджани, — как бы подчеркивает избыточную поворачиваемость болида, что в свое время сделало его идеальным для Targo Florio. Двигатель был изготовлен фирмой SCAM Lavorazioni Meccaniche и стал первым Tubolare, который развивал 360 л.с. мощности. Весь этот табун тащил «карету» массой всего 750 кг. Крутящий момент передается к колесам через коробку передач, аналогичную той, что использовали в Porsche. Что касается процедуры запуска двигателя... Что ж, это гоночный болид, ты не можешь просто запрыгнуть в него, повернуть ключ и поехать. Для запуска двигателя команда использовала внешнюю аккумуляторную батарею.
На этой фразе г-н Каджани засмеялся и показал на Альберто: «Об этом тебе лучше поговорить с ним. Он занимался всеми представленными здесь автомобилями и знает про них все». По словам Альберто, обычно команда проезжает на автомобиле около 1000 км в год, участвуя в 3-4 гонках, после каждой из которых двигатель ремонтируется.
Как я уже говорил, мы приехали в Scuderia Del Portelo ради 33-й модели. Но и остальная часть коллекции представляет большой инетерес, ведь эти автомобили и двигатели помнят руки самого Вирджилио Конреро (Virgilio Conrero). Он по праву считается одним из лучших мастеров тюнинга 50-х годов. Именно он сделал быструю Giullietta Veloce еще быстрее. Благодаря Конреро Alfa Romeo одержала множество побед на моделях класса GT, включая 1900 и Giulia GTAm из Jolly Club. Сегодня за автомобилями, доработанными Конреро ведется настоящая охота, и найти их очень непросто. Это и не удивительно, ведь они знаменуют собой одну из самых важных глав в послевоенной истории Alfa Romeo. К слову, я никогда раньше не видел столько раритетов в одном месте. Здесь представлена и Giullietta Sebring, и болид Формулы 1 De Tomaso, который пилотировал Нино Ваккарелла, и седан 1900, для которого Конреро построил гоночный двигатель.
Пока мы бросали восхищенные взгляды на сокровища Конреро, Альберто и Федерико выкатывали другую 33-ю модель, а именно, 33 «Fleron» 1967 года. Этот автомобиль получил приставку к названию в честь знаменитой победы Теодоро Зекколи (Teodoro Zeccoli) в соревнованиях по подъему на холм во Флероне. Согласно легенде, Зекколи расплакался, когда впервые увидел этот болид. И я прекрасно его понимаю: этот красавец был первым в своем роде и в течение многих лет являлся предметом моих автомобильных мечтаний.
— Когда я купил этот автомобиль, — рассказал г-н Каджани, — он был в оригинальном состоянии. Под капотом у него все еще стоял экспериментальный 2-литровый V8, 45-дюймовые карбюраторы Weber, шасси было сделано из магниевого сплава, а задние тормоза — барабанными. Я не часто использую его для гонок, поскольку материал передней части кузова мог подпортиться из-за возраста. Меня это немного беспокоит.
Затем он взглянул на меня, указывая на автомобиль.
— Смотрю, он тебе очень понравился. Можешь посидеть в нем. Только не трогай ветровое стекло, когда будешь залезать внутрь. Вне себя от радости, я встал на сиденье, оперся одной рукой о тонкую черную защитную дугу за кокпитом, а другой — о воздухозаборник, и плюхнулся на место пилота. Сидя в кокпите автомобиль кажется больше, чем можно было бы представить, а ветровое стекло настолько длинное и высокое, что доходит прямо до моей головы. Минимум приборов и органов управления: тахометр, рычаг переключения передач и идеально расположенные педали.
Глядя на историю Alfa Romeo, представленную здесь, в Scuderia Del Portello, Федерико решил спросить у г-на Каджани, что он думает о современных Alfa Romeo.
— Они все одинаковы, — сказал г-н Каджани. — Если Fiat хочет возродить бренд, Alfa Romeo должны вернуться в гонки и выступать, как в старые добрые времена.