Фамилия Фантуцци не так известнa широкой публике, как, например, Скальетти или Пинин Фарина. Отчасти потому, что Фантуцци специализировался на кузовах гоночных автомобилей, а не на частных заказах. Однако его наследие оказалось ничуть не менее значимо для истории автомобильного дизайна. Многие элементы его оригинального подхода цитируются в современных моделях Ferrari и Maserati.
Медардо Фантуцци (Medardo Fantuzzi) родился в 1906 г. в Болонье, Италия. Там же получил образование инженера-автомобилестроителя. Позже переехал в Модену, где он и его брат Джино стали известны благодаря сотрудничеству с Maserati. Они отвечали за строительство почти всех одноместных Maserati с 1929 по 1958 годы. В том числе за знаменитый Maserati 250F, на котором Хуан-Мануэль Фанхио выиграл свой пятый титул чемпиона мира Формулы-1 в 1957 году.
Хуан Мануэль Фанхио за рулем Maserati 250F. 1957г.
В те времена ремесленники работали без чертежей. Фактически они были сделаны из железной проволоки, из которой создавали каркас, придававший форму будущему кузову. Работа начиналась по готовому шасси, а проволокой создавался каркас, придающий конструкции жесткость. В итоге создавалась структура, называемая Manichino или Filon (на моденском сленге), на которой из листового металла формировались кузовные панели, грубо говоря, матрица, или мастер-модель, если хотите. Разница между этими двумя структурами была в типе используемого металла. В филоне использовался тонкий железный прут круглого сечения (такая конструкция подходила для одного или очень ограниченного числа выпускаемых экземпляров), а в маничино использовались более мощные прямоугольные железные стержни, на которые можно было приклеить листовой металл для применения такого каркаса в мелкосерийном производстве.
Листовой металл формовался вручную на плоских поверхностях молотками и деревянными киянками безо всяких формовочных машин или другого более современного оборудования. После этого под филоном создавалась небольшая структура самого корпуса для поддержки и крепления к шасси с использованием небольших сварных железных труб. На этом этапе филон мог быть удален и повторно использован, если это было необходимо для формирования других аналогичных кузовов. Полученные кузовные заготовки собирали вручную с помощью заклепок, винтов и сварки на несущую конструкцию. Затем сваривали вместе, создавая таким образом цельный кузов, прикрепленный к основному шасси.
В те годы это был самый быстрый и простой способ создания кузова. Этот метод позволял моденовским мастерам листового металла относительно легко вносить изменения в конструкцию. Окончательное выравнивание поверхностей перед покраской также выполнялось вручную: все неровности выстукивались молотками, и только минимальное количество шпатлевки использовалось перед тем, как поверхность идеально сглаживалась пемзой и войлоком. Это было воплощение итальянского стиля и ремесла.
Многие открывают для себя Carrozzeria Fantuzzi благодаря автомобилям Maserati. Именно эта итальянская компания стала отправной точкой в истории Carrozzeria Fantuzzi.
Maserati A6GCS (аббревиатура расшифровывается как Ghisa Corsa Sport) — гоночный автомобиль 1947 года весом всего 680 кг. На нем гоняли такие гонщики, как Luigi Villoresi и Alberto Ascari. Автомобиль получил прозвище Monofaro. Построено 14 экземпляров.
Maserati A6GCS Monofaro 1947г. В 1953г. для соревнований в World Sportscar Championship построили A6GCS/53 с совершенно новым кузовом. Было выпущено 52 экземпляра.
Maserati A6GCS 1953г.
Затем в 1955-м на смену им пришла серия родстеров 150S, 200S, 250S, 300S и 450S. Названия соответственно объему двигателя от 1.5л до 4.5л. Maserati 450S c 4.5л V8 обладал мощностью в 400лс, что делало его самым мощным автомобилем с переднемоторной компоновкой того времени.
Maserati 150S 1955г.
Maserati 300s 1956г.
Maserati 450s 1956г.
Кроме того, собирались и гражданские автомобили по частным заказам, как, например, этот Maserati 150GT Spyder 1957г., построенный на шасси гоночного 200S.
Maserati 150GT Spyder 1957г.
В 1958 году Maserati столкнулись с серьезными финансовыми проблемами и оставили своего основного кузовщика практически без работы. В то же время быстрый рост продаж гражданских автомобилей Ferrari привел к тому, что Scaglietti и Pinin Farina полностью переключились на создание гражданских моделей, а гоночные поручили выпускать Fantuzzi.
Первым стал 250 TR Spyder S/N 0766, который был показан еще с неокрашенным кузовом в феврале 1959 года в Modena Aerautodromo.
Ferrari 250TR59 Spyder S/N0766
Высокий стандарт качества всегда был товарным знаком Fantuzzi. Работы Медардо олицетворяли итальянское понимание и чувство формы — тонкое сочетание плавных изгибов и подвижности формы. В мастерской использовалась такая система работы, по которой одна команда мастеров отвечала за весь кузов одного автомобиля. Независимо от того, сколько подобных кузовов надо было построить. Поэтому два внешне похожих кузова одной модели никогда не были абсолютно одинаковыми.
В нормальных условиях работы кузова гоночных Ferrari создавались за 40 часов (полную рабочую неделю). На покраску уходило еще около 48 часов. В 1960-х годах обычным делом было встретить неокрашенный прототип Ferrari во время тестов на Aeroautodromo в Модене. В этих случаях каждый удар молотка мог быть легко заметен на неокрашенном кузове, это были так называемые автомобили-мулы, рабочие лошадки. Такое могло быть, но только не с кузовами от Fantuzzi, которые всегда были доведены до самых высоких стандартов и могли своим качеством пристыдить некоторые серийные автомобили Ferrari.
Ferrari Dino 246F1 Monoposto 1960г.
Ferrari 156F1 1961г.
Помимо того, он построил кузова таких Ferrari, как 250 TR 59, 250 TRI 60, 246 SP Dino Spyder, 248 SP Dino Spyder, 196 SP Dino Spyder, 330 TRI LM, 250 P Spyder, 330 P Spyder.
Ferrari 250 TRI61 1961г.в. S/N0792TR с 1985г., принадлежащая Ральфу Лорену.
Ferrari 275 P Spyder 1964г.
Ferrari 330 TR-LM/LMB/GT Spider. Один из самых известных автомобилей мастерской, и в то же время с самой запутанной историей. Был создан на шасси 330 TR-LM S/N0808TR в 1963г. Однако на том же шасси создали еще и купе, поэтому кузов Spyder переехал на шасси 330 LM Berlinetta S/N4381SA 1963г.в., получил золотую окраску и снимался в фильме Федерико Феллини Histoires Extraordinaires в 1968г. и затем в конце 70-х вновь сменил цвет на красный и шасси на 330 GT 2+2 S/N8733 1963г.в.
Ferrari 330 TR-LM/LMB/GT Spider 1963г.
В 1965г. Fantuzzi создал оригинальный кузов на базе купе Ferrari 250 GT Lusso 1963г.в. S/N 4383GT
Интересно, что изначально он был золотого цвета, однако позже был продан в США, где его перекрасили в черный и добавили воздуховоды в стиле 250GTO, которых изначально не было.
Ferrari 250 GT Lusso Speciale 1963г.в. S/N 4383GT
В том же году из купе Ferrari 250 GTE 1961г.в. S/N2235GT сделан Spyder для Luigi Chinetti, американского импортера Ferrari и владельца North American Racing Team.
Ferrari 250 GTE NART Spyder #2235GT 1963г.
Медардо Фантуцци был ответственным за большинство спортивных и гоночных автомобилей Ferrari в период с 1959 по 1966 годы. Сотрудничество прекратилось из-за личной ссоры Энцо Феррари. Неудивительно для истории Коммендаторе.
Позже Медардо сотрудничал с deTomaso, для которого был создан deTomaso Sport 5000 — очень красивый кузов, который тем не менее прожил всю жизнь на задворках фабрики и так и не увидел большие гонки. Это был интересный международный проект: предполагалось выпустить 40 дорожных автомобилей для омологации в класс GT. Двигатель предоставлял Кэролл Шелби, шасси - Алехандро ДеТомазо, а кузов разрабатывали совместно Медардо Фантуцци и Питер Брок.
deTomaso Sport 5000 1965г.в.
Слева направо Медардо Фантуцци и Алехандро деТомазо у прототипа P70. 1965г.
deTomaso Sport 5000 1965г.
Последней крупной работой Медардо стали кузова для Scuderia Serenissima — Spyder и Coupe 308V Jet Competitzione 1965 г
Слева Медардо Фантуцци, справа Scuderia Serenissima Spyder. 1965г.
Scuderia Serenissima Coupe 308V Jet Competitzione 1965 г.
Сын Медардо, Фьоренцо, родившийся в 1943 году, основал свою собственную реставрационную академию в Модене в 1970-х годах, и среди его главных клиентов были швейцарский коллекционер Альберт Обрист и француз Пьер Бардинон.
Carrozzeria Fiorenzo Fantuzzi в основном занималась реставрацией Ferrari, созданных ранее Fantuzzi и Scaglietti.
Как и его отец, Фиоренцо Фантуцци был абсолютным перфекционистом и настоящим маньяком своего дела. Медардо Фантуцци умер в июле 1986 года в возрасте 77 лет. Реставрационная мастерская Fiorenzo Fantuzzi была закрыта в 1990 году.
В 2009г. на базе 599 GTB Fiorano была построена уникальная Ferrari P540 Superfast Aperta, представляющая собой трибьют той самой золотой 330 LM с кузовом Fantuzzi из фильма Федерико Феллини.