Все в Джоне Кэмпионе (John Campion) должно пробуждать в вас жгучую зависть. Он ведет невероятно интересную жизнь, сменил c десяток профессий и всегда добивается своих целей. А его автомобильная коллекция знаменита на весь мир и, как по мне, так в ней есть все, что может пожелать человек в его положении. Я говорил с этим парнем по телефону больше часа. И знаете что? Его открытость и честность, музыка в голосе и нотка серьезности в смехе расположили меня к нему самым лучшим образом.
Да вы только представьте, он работал инженером-электриком на мировом турне Майкла Джексона! Разве это не круто?
Ted Gushue — Тед Гушью (далее по тексту ТГ) — журналист: На каком автомобиле ты впервые прокатился в качестве водителя?
John Campion — Джон Кэмпион (далее по текст ДК): Если мне не изменяет память, это была европейская версия Ford Zephyr моего отца с 3-литровым V6 под капотом. Он оснащался четырехступенчатой коробкой передач, но селектор находился не на полу, а на рулевой колонке.
Я ведь вырос в Ирландии. В конце 60-х, начале 70-х автомбили там были средством передвижения. Если кто-то покупал новую машину, то чаще всего это была какая-нибудь подержанная рухлядь не младше 10 лет. Я рос в бедном районе и там редко встречались новые автомобили. Только мой отец в разгар нефтяного кризиса начала 70-х годов мог позволить себе этот «пожиратель бензина».
Мой старик был большим фанатом паровых двигателей и старых тракторов. В детстве я часто помогал ему восстанавливать их. А когда подрос, мы начали покупать английскую автомобильную прессу. Я смотрел на картинки всех этих крутых тачек и завидовал, поскольку не только не мог их купить, но и даже увидеть в Ирландии. Их там просто не было.
Определяющий момент в отношении автомобилей для меня наступил в середине марта 1978 года, когда мы попали на ралли Ирландии. Только представь себе: семь часов утра, отвратительная погода, присущая ранней осени, вокруг сплошной лес, а ты стоишь такой в своем пальто и шляпе, и ждешь, пока мимо промчатся автомобили.
Как сейчас помню: с земли поднимается туман, сквозь который пробиваются лучи солнца... Из-за поворота на бешеной скорости вылетает Lancia Stratos, за рулем которой сидел легендарный ирландский гонщик Билли Коулман (Billy Coleman).
ТГ: Да, я бы тоже офигел.
ДК: Так вот, Stratos выходит из-за поворота. Она похожа на инопланетный корабль, пилотируемый Билли Коулманом. А кто такой Билли Коулман? Он был фермером и гонщиком! И, по правде говоря, больше любил ферму, чем ралли. Но это не важно. В 1974 году он с братом и приятелем подготовили Ford Escort, погрузили его на паром и отправились в Англию, имея лишь пару сотен фунтов в кармане. Они арендовали гараж в опасном районе на севере Лондона, и продолжили участие в чемпионате RFC по ралли в Великобритании. И, черт возьми, они выиграли! Они стали чемпионами! Это просто невероятно: три фермера отправились в Англию, сражались с Vauxhall, Ford и прочими заводскими командами, и победили! Это, наверно, одна их самых эпичных историй про автоспорт, которые я когда-либо слышал. Вот кто такой Билли Коулман!
ТГ: Когда ты перебрался в США и какой первый автомобиль купил там?
ДК: В 1984 году, мне тогда был 21 год. Помню, сумел заработать немного баксов, помогая с освещением на концертах Майкла Джексона. На них я приобрел подержанный Fiat X-1/9.
ТГ: Ну и как он тебе?
ДК: Мощности, конечно, не хватало, зато он круто выглядел. Отпадная тачка. Потом я купил 2,7-литровый Porsche 911S 1974 года.
ТГ: Моя машина на каждый день — это 911S 1976 года. Я поменял оригинальный двигатель на 3,2-литровый.
ДК: Вообще, у меня четыре Porsche, в каждом из которых что-то доработано в той или иной степени. Например, в свой кабриолет 1959 года с ветровым стеклом от Speedster, установленным по заказу на заводе-изготовителе, я поставил двигатель от 912-й модели. Получилось очень спортивное ретро. Еще есть 356-я 1962 года, также оснащенная двигателем от 912-й и тормозами от 996-й.
ТГ: Расскажи, каково было ездить на Pantera в Лос-Анджелесе 80-х? Знаю, что у тебя был такой автомобиль.
ДК: Думаю, ты сам ответил на свой вопрос. Представь: на дворе 80-е, ты в Лос-Анджелесе, у тебя крутая тачка, ты работаешь в шоу-бизнесе... Думаю, ты и сам понимаешь, что прилагается ко всему этому. Затем я заработал еще баксов с покупки и продажи нескольких компаний… И смог позволить себе Ferrari 365 GTC4 1972 года с классической переднемоторной компоновкой и 12-цилиндровым двигателем. В то время у меня была возможность купить Daytona Competizione, но я, да простит меня Господь за мои грехи, не воспользовался ею.
Потом я стал владельцем таких серьезных аппаратов, как Ferrari Lusso, Daytona, кабриолет Maserati Ghibli Spyder и Lamborghini 350 GT. Меня было не остановить, я вошел в настоящий раж.
Но как-то утром я проснулся и спросил себя: «Что все эти крутые тачки значат для меня?» И тогда я понял, что они не значат для меня ничего особенного. Да, я мог позволить их себе, и это было круто. Но затем я купил эту Lancia Stratos, которая участвовала в чемпионате мира по ралли в рамках группы 4.
ТГ: Так.
ДК: Она была изготовлена по специальному заказу одного частного лица — какого-то доктора из Турина, который выставлял ее на гонках. Например, в ралли Монте-Карло в 1976 году. Я выкупил этот болид, привез его в США и вдруг осознал для себя, что мне очень нравятся раллийные тачки. И с этого момента все вышло из-под контроля, я не мог думать ни о чем, кроме автомобилей. Знаешь, что я понял?
Я осознал, что у меня нет ничего общего с такими отличными спорткарами, как Ferrari F40, Ghibli и т. д. Да, это настоящие произведения искусства, вершина автомобильного инжиниринга, но мы с ними слишком разные. Зато раллийные болиды мне очень близки, ведь я вырос на ралли! Там, где я провел детство, у каждого фермера был Mk1 Ford Escort с крыльями из стекловолокна и стальными колесами, которые обеспечивали немного лучшее сцепление с дорогой.
Так что ралли — определенно мой любимый вид автоспорта. Короче говоря, когда ситуация на рынке экзотических автомобилей улучшилась, я покупал разные Ferrari, Maserati и Lamborghini, а однажды проснулся владельцем Stratos группы 4. Потом я приобрел Lancia Fulvia Fanalone группы 4 1969 года. Это очень классные тачки.
ТГ: О да…
ДК: Затем я купил Martini Lancia 037 — последний заднеприводный автомобиль, побеждавший в WRC. Причем купил его у Джузеппе Вольта (Giuseppe Volta), что было равносильно покупке в салоне. Потом мне захотелось Delta Integrale и я купил ее. Кстати, наша Delta Integrale, возможно, одна из лучших Delta Integrale: именно на этом болиде Мики Биазьон (Miki Biasion) выиграл чемпионат мира по ралли в 1988 году.
И это очень важно, потому что сейчас в мире, наверно, больше Delta Integrale группы А, чем их было выпущено. Эта модель производилась в Турине и оснащалась шасси с несущим кузовом. Некоторые из них переделывали для участия в ралли, а некоторые превращали в семейные седаны. Но и подделывали их нередко, особенно в Италии. Поэтому очень важно определить происхождение автомобиля, что совсем непросто сделать в случае с раллийным болидом. Короче, мы отследили их всех.
Например, Delta Integrale, на котором Мики Биазьон выиграл Чемпионат мира в 1988 году, мы нашли в Австралии. Его выкупил австралийский аналог Билли Коулмана. Парня звали Грег Карр, у себя на родине он был что-то вроде доморощенной легенды ралли. В конце 80-х и начале 90-х он завоевал в Австралии и Новой Зеландии все возможные трофеи по ралли.
Но когда мы нашли этот экземпляр в конце 1991 года, он стоял в сарае, был полностью покрыт пылью, а в салоне валялись горы местных газет. Мы погрузили болид на самолет, переправили в Лос-Анджелес и полностью отреставрировали.
ТГ: Это невероятно. В это даже не верится.
ДК: На тот момент в моей коллекции не хватало S4. Нам удалось найти в Италии один из 28 выпущенных Lancia Delta S4 Martini с заводским номером 2-0-8. История этого болида довольно необычна. Непосредственно в гонке он участвовал только однажды, но этот S4 использовался в качестве тестового автомобиля на каждом этапе Чемпионата мира по ралли, где была заявлена эта модель.
После того, как этот экземпляр попал в Jolly Club, он выиграл Mille Miglia в 1986 году и участвовал в ралли Сардинии. Нам очень повезло, что мы нашли этот болид. С этим, кстати, связана классная история. Знаешь Майка Шехана (Mike Sheahan)?
ТГ: Ага.
ДК: Майк – мой друг. У меня есть деньги, а у него – свободное время. Я покупаю его время, и он отслеживает для меня автомобили. Когда я узнал про эту Delta, я позвонил Майку и попросил его слетать в Италию, чтобы убедиться, что болид в хорошем состоянии. Он прилетел туда и увидел, что машина действительно будто новая.
Это подтвердили и механики, которых он пригласил, чтобы проверить ее техническое состояние. Затем они отвезли болид на трек и погоняли его там около получаса. Все остались довольны. Но когда владелец узнал, что Майк хочет переправить автомобиль в США, он буквально вышел из себя. Итальянец не хотел продавать свою Delta американскому толстосуму на потеху. «Разве вы не понимаете, что это за автомобиль? Это болид группы B, вы его не получите!», - заявил он Майку.
ТГ: Интересно.
ДК: Парень не на шутку завелся. Но Майк сумел его убедить, что все в порядке: «Послушай, дружище, тебе не о чем беспокоиться. Ее покупает не американец, а ирландец. Поищи в сети информацию о Джоне Кэмпионе и ты все поймешь».
Так у меня появилась Lancia Delta S4 Martini стоимостью 750 или 850 тысяч евро, что-то около того.
Таким образом, к тому моменту в моей коллекции уже были Lancia Stratos, 037, Delta S4, Delta Integrale и Fulvia.
Но мне казалось, что чего-то нехватает. Я задался соответствующим вопросом и понял, что мне не хватает части истории... А именно периода после побед Lancia, которые она одержала на Чемпионатах мира 74, 75 и 76 годов. После победы 1976 года в следующий раз они победили только в 1983 г. Но что происходило с 1977 по 1982 гг.?
ТГ: Это ты мне расскажи.
ДК: Ралли тогда набирало популярность. Людям очень нравилась группа 4. Глядя на успехи Stratos, фиатовцы тоже захотели кусок этого жирного пирога. В Fiat взглянули на линейку своей продукции и решили выступить в классе 2-литровых моторов. И их выбор пал на Fiat 131. Эта модель также известна под названиями Mirafiori и Brava. Итак, они взяли Fiat 131, посадили в него таких гонщиков, как Вальтер Рёрль (Walter Röhrl), и выиграли пару-тройку Чемпионатов мира. Так что пробел в ралли между чемпионством Stratos и 037-й был заполнен Fiat 131 с четырехцилиндровым двухлитровым двигателем. Кстати, 131-й и 037-я оснащались одинаковыми моторами. Разница заключалась только в настройках и наличии компрессора на Lancia. Тот же двигатель устанавливался и на S4, только там помимо компрессора еще использовалась турбина. Получилась некая эволюция двигателя от Fiat 131.
Мне определенно был нужен такой экземпляр! Но что делать? Я начал поиски, звонил итальянцам… Мне сказали, что, возможно, смогут помочь, но это будет стоить недешево. Очень недешево. Не важно. В интернете мне удалось найти оригинальный Abarth 131 группы 4. Он находился в Бельгии. И стоил недорого.
Я созвонился с владельцем и узнал у него более подробную информацию. Изначально автомобиль участвовал в гонках в Мичигане. Это было в 1979 и 1980 гг. В 1980 году он даже появился на обложке майского выпуска журнала Road & Track. Мне очень понравился этот болид и я очень хотел его купить.
Но как это сделать? Я звоню своему знакомому в Париж, его зовут Арнольд. Он просто чокнутый. Знаешь, кем он работает? Инспектором по VIN-номерам угнанных во Франции автомобилей.
ТГ: Чушь какая-то. Ну и работка.
ДК: Не говори. Но он этим занимается. А это значит, что он просто одержим цифрами: номерами шасси и номерами двигателей. Даешь ему 500 евро и он готов проехать хоть всю Европу, чтобы проверить то, что тебе нужно. В общем, мы отправили его в Бельгию.
Он звонит мне из Бельгии, рапортует о проделанной работе, говорит о том, что с машиной все хорошо за исключением одного нюанса... Ее реставрировали в Европе, а это значит, что, вероятнее всего, хорошо выглядит она только внешне. Я спросил, заводил ли он ее. Он сказал, что ему не разрешили этого сделать. Значит, скорее всего, двигатель неисправен. Но цена была настолько привдекательна, что даже неисправный двигатель не отталкивал меня от этого автомобиля. Мы выкупили болид, переправили его обратно в Америку и в итоге убедились, что мотор действительно не работал.
Мы разобрали его на части, заказали новый двигатель у Savannah Engine Works в Джорджии, поработали над кузовом. Теперь тачка что надо. Как-то мне в Facebook написал какой-то парень из Мичигана, который представился владельцем этого Abarth. Мы с ним встретились. На встречу он принес с собой кучу фотографий болида, заводскую документацию, спонсорские соглашения и тому подобные вещи, связанные с автомобилем. Вот так я получил полный пакет документов на Abarth 131, подтверждающих его происхождение.
Затем мне позвонили представители Meadowbrook Concours d’Elegance и сказали вот что: «Джон, мы собираемся посвятить шоу раллийным болидам. В этом году исполняется 30 лет с тех пор, как не стало Группы B, а также 110 лет Lancia. Сможешь привезти пару экземпляров из своей коллекции?» Я не стал отказывать и привез им огромный кусок истории компании Lancia — всю свою коллекцию раллийных болидов итальянской марки.