С 1914 года Бернардо Фиссоре (Bernardo Fissore, 1891-1973) занимался ремонтом карет и конных повозок в небольшой кузнице в Савильяно (Savigliano), Италия. Позже, примерно в 1920 году, к нему присоединились его братья Антонио (Antonio), Джованни (Giovanni) и Костанцо (Costanzo). Этот год считается годом основания Carrozzeria Fissore. Но автомобильное дело мастерская начала осваивать только к концу 20-х годов. В 1936 году Бернардо принял руководство компанией и полностью сосредоточил дальнейшую деятельность на автомобилях. Основной продукцией довоенного периода стали заказные и специальные кузова — катафалки, почтовые фургоны, машины скорой помощи, маленькие автобусы.
Во время Второй мировой войны ассортимент изменился — как и многие другие компании в этот период, Fissore теперь выпускает военные машины и переоборудует гражданские автомобили для военных нужд. В годы Итальянской Социальной Республики Бернардо Фиссоре осуществлял активную деятельность по поддержке и защите партизан, в результате чего его с сыновьями Серджио (Sergio) и Джусто (Justo) арестовали, однако закончилось все благополучно.
После окончания войны интересы компании вновь были сосредоточены на легковых автомобилях. В первые послевоенные годы, в основном благодаря автомобилям на базе популярной марки Fiat, компания постоянно развивалась. Одной из первых она освоила выпуск кузовов Джардинетта (Giardinetta), аналогов современных универсалов. Кроме того, Fissore можно назвать лидером в создании рекламных промо-автомобилей — тюбики зубной пасты, вращающиеся над крышей, туфли размером с автобус и другие креативные идеи воплощались в жизнь на базе кузов Fiat в мастерской в Савильяно.
Рекламный буклет Carrozzeria Fissore 1947 года. На фото Fiat Giardinetta дизайна Mario Revelli
1947 Fiat 1100L Giardinetta
Рекламный автомобиль Fissore для производителя зубной пасты Durban's. Начало 1950-х
Эскиз рекламного автомобиля Fissore для производителя зубной пасты Avoriolina Bertelli. 1951 год
Первым крупным финансовым успехом компании стал контракт на мелкосерийный выпуск купе на базе Fiat 1100 дизайна Джованни Микелотти (Giovanni Michelotti).
1956 Fissore Fiat 1100 Coupe Michelotti
Как нельзя кстати пришлась мода на пляжные открытые автомобили. Многие карроззерии того времени начали создавать подобные, но Marinella от Fissore, пожалуй, самый красивый из всех.
Эскиз пляжного автомобиля на базе Fiat 600 Multipla. Дизайн Giovanni Michelotti
1960 Fissore Fiat Marianella
К середине шестидесятых в компании трудилось уже около 200 человек. Особенностью карроззерии стало то, что она не только разрабатывала собственные дизайн-проекты, но и предоставляла свои производственные мощности для выпуска автомобилей сторонним компаниям и независимым дизайнерам. Среди клиентов компании такие производители как O.S.C.A., DKW, TVR, DeTomaso, Monteverdi, а дизайн в разные годы создавали Марио Ревелли де Бьемон (Mario Revelli de Beaumont), Джованни Микелотти (Giovanni Michelotti), Тревор Фиоре (Trevor Fiore) и Том Тьяарда (Tom Tjaarda). У Fissore не было такой известности, какой уже тогда могли похвастать Pininfarina или Bertone, но в то же время у компании стала складываться хорошая репутация полноценной Carrozzeria с собственным отделом дизайна и большими производственными мощностями.
1960 Fissore DKW 1000S Spider. Выпускались по лицензии в Аргентине и Испании
1961 Fissore O.S.C.A. 1600GT Coupe
1961 Fissore Cisitalia DF85 Coupe
1962 Fiat 1600 S Coupé Fissore. Эта модель с небольшими изменениями выпускалась как под маркой Fiat ,так и под брендом братьев Мазерати — OSCA
1962 Fissore OSCA 1600S Cabriolet
С начала 60-х для карроззерии начинается новая глава — в компанию приходит молодой британский дизайнер Тревор Фрост, более известный под фамилией матери — Фиоре. На последующие 10 лет он стал главным дизайнером Carrozzeria Fissore. По заказу DeTomaso Тревор спроектировал среднемоторное купе Vallelunga. Интересно, что изначально автомобиль проектировался с открытым кузовом Spyder, но в серийное производство пошел только в версии купе. Всего было выпущено около 50 купе, причем в карроззерии Фиоре выпустили только первые несколько прототипов, а дальнейший выпуск наладили на мощностях Ghia, которая частично принадлежала в то время DeTomaso.
1963 Fissore DeTomaso Vallelunga Spyder
1964 DeTomaso Vallelunga Coupe
В том же 1964 году на свет появился еще один интернациональный проект — среднемоторное купе Fissore Elva BMW 160GT. Британская компания Elva, занимавшаяся выпуском легких гоночных и спортивных автомобилей заказала у Fissore маленькое среднемоторное купе с 4-х цилиндровым 2-х литровым двигателем BMW. Однако планы по серийному производству так и не были реализованы. Всего было собрано три таких прототипа.
1964 Fissore Elva BMW 160GT
На Женевском автошоу в марте 1965 года был представлен новый проект Тревора Фиоре — купе классической компоновки с новаторским клиновидным силуэтом TVR Trident. Однако опять финансовые трудности заказчика помешали серийному выпуску. Но в этот раз Fissore продал права бывшему дилеру TVR, который создал для выпуска этих автомобилей новое предприятие Trident Cars. В продажу новинка пошла под названием Trident Clipper. До 1976 года было выпущено около 130 таких автомобилей.
1965 Fissore TVR Trident. На красном фоне логотип, который размещался внизу переднего крыла
В это же время карроззерия Фиссоре создала несколько заказных кузовов фастбек и купе на базе Volvo P1800
1965 Fissore Volvo P1800 Coupe
1966 Fissore Volvo P1800 Fastback
В 1969 Fissore подписал контракт с Monteverdi на выпуск кузовов серии High Speed. Это обеспечило постоянный поток работы, хотя ожидаемого объема заказов в 100 автомобилей в год достигнуть не удалось до появления внедорожника Safari. Объемы достигнутые в течение этого года, заставили Fissore отказаться от своих мануфактурных методов в пользу промышленного способа производства. Monteverdi оказал финансовую помощь в получении необходимого оборудования, в том числе оборудования для штамповки кузовных панелей, а взамен получил долю в компании.
Братья Фиссоре и Питер Монтеверди (второй справа)
1970 Fissore Monteverdi High Speed 375 S
1969 Fissore Monteverdi High Speed 375 L
1969 Fissore Monteverdi High Speed 375 L
Первоначальный дизайн модели High Speed принадлежит Пьетро Фруа (Pietro Frua), но из за малых производственных мощностей его карроззерии Питер Монтеверди разорвал с ним отношения в 1968 году. Производство поручили Carrozzeria Fissore. В результате модель High Speed выпускалась в трех различных вариантах дизайна и четырех типах кузова — фастбек, купе, седан и родстер. Однако точно не известно, был ли новый облик спроектирован Питером Монтеверди (по его словам) или Тревором Фиоре в составе Carrozzeria Fissore. В любом случае, Fissore никогда не утверждал дизайн как свой собственный, как и то, кто разработал последующие купе, кабриолет и седаны, в которых явно видна концепция, заложенная в изначальном дизайне High Speed от Frua. Но тут уже могло быть соглашение об авторских правах с Питером Монтеверди, наученным предыдущим опытом.
1971 Fissore Monteverdi High Speed 375/4 L
1971 Fissore Monteverdi High Speed 375 C
Кроме того, стоит обратить внимание на очевидное сходство Renault Alpine A310, над дизайном которого трудился Тревор Фиоре, и купе Monteverdi HAI. По утверждению Фиоре, Монтеверди имел доступ в мастерские карроззерии, видел незавершенный проект Alpine и просто украл идею и общие стилистические черты. Что примечательно, свой автомобиль Монтеверди выпустил раньше, но он так и остался на стадии прототипа, выпущенного в двух модификациях в 1970 и 1973 годах. Renault Alpine A310 выпускался с 1971 по 1985 годы.
Alpine Renault A310 1976 год
Monteverdi Hai 450 GTS 1973 год
В 1971 году было выпущено четыре кабриолета на базе Opel Diplomat. В некоторых источниках их авторство приписывают немецкой компании Karmann, однако это не совсем так. Кузов этих автомобилей модифицировали именно в карроззерии Фиссоре, а вот механизм складывания тента действительно принадлежит Karmann.
1971 Opel Diplomat 4door Cabriolet Fissore-Karmann
3 января 1973 года Бернардо Фиссоре и его жена Тереза умерли в своем доме отдыха в Сан-Ремо из-за утечки газа, оставив компанию без духовного руководителя. В 1975 году кризис вызвал серьезные финансовые проблемы Fissore. У братьев Фиссоре было 11 наследников, но с уходом Бернардо никто так и не смог возглавить семейное предприятие. Производство было остановлено в 1976 году, компания полностью перешла под управление Питера Монтеверди.
В 1979г. была показана пятидверная версия Land Rover Range Rover, который в те годы еще не имел такой модификации. Её мелкосерийный выпуск продолжался до 1983 года. Всего было собрано около 300 таких автомобилей.
1979 Fissore Monteverdi Land Rover Range Rover
В 1984 году Питер Монтеверди прекратил выпуск автомобилей поставив тем самым точку в истории Carrozzeria Fissore.
ОДНАКО!
Рассказ будет неполным, если не упомянуть предприятие одной из дочерей Бернардо, Фернанды Фиссоре (Fernanda Fissore), которая в 1976 году вместе со своим мужем Джулио Мальвино (Giulio Malvino), основала независимую компанию в Шераско (Cherasco) под названием Rayton Fissore.
Наиболее известным продуктом стал внедорожник Magnum, созданный на базе вездехода Iveco и представленный в 1985 году. В США его продавали под маркой Laforza. Это был прародитель класса роскошных автомобилей повышенной проходимости, столь популярных в наши дни. Оснащенный американскими силовыми агрегатами, в том числе многолитровыми V8, с комфортабельным салоном, отделанным итальянской кожей, но имеющий в своей основе серьезную внедорожную технику, он мог стать конкурентом Range Rover и Mercedes G-klasse. Кроме того, это был единственный в мире люксовый внедорожник, который можно было заказать в заводской бронированной версии. Однако известное своим непостоянством итальянское качество сборки перечеркивало все перспективы этого передового для своего времени проекта. В Италии, благодаря господдержке, Magnum был популярен как автомобиль полиции и лесников.
1984 Rayton Fissore Magnum
1984 Rayton Fissore Magnum на службе в итальянской полиции
На Автосалоне в Турине 1986 года был представлен прототип с кузовом универсал на базе Alfa Romeo 75 Turbo. А на Женевском автосалоне в 1987 году к нему добавили версию с двигателем 2.0 литра, которая получила название Sportwagon. Это был духовный прародитель будущих Alfa Romeo 156 Sportwagon. Всего для Alfa Romeo было построено семь таких универсалов, однако в серийное производство они так и не попали.
1986 Fissore Alfa Romeo 75 1.8 Turbowagon
В начале 90-х компания была втянута в череду коррупционных скандалов и пережила неоднократное банкротство. В 1993 году Джулио Мальвино выкупил права на торговую марку Изотта-Фраскини (Isotta Fraschini). Дизайнер компании, Том Тьяарда (Tom Tjaarda), разработал дизайн концептов T8 и T12 с двигателями V8 и V12 цилиндровыми соответственно, и кузовами из алюминия на шасси Audi A8 с полным приводом Quattro.
1993 Isotta Fraschini T8
1998 Isotta Fraschini T12
Однако, к сожалению, мероприятие это так же быстро обанкротилось, так и не приступив к серийному выпуску, оставив после себя два экземпляра T8 и один T12.