Автор - Тед Гаше
Фото - Тед Гаше
Год выпуска оригинальной статьи в «Petrolicious» - 2017
Перевод - автоклуб "ВЕТЕРОК"
Роб Дайетз — из тех парней, что хватаются за все несуразное. У основателя Dietz Motorcraft, одного из лидеров по обслуживанию и продаже коллекционных автомобилей в Лос-Анджелесе, в гараже в буквальном смысле слова неограниченный доступ к курьезным и восхитительным машинам. На днях он позвонил мне и позвал посмотреть на автомобиль, о котором я прежде буквально ничего не знал — Griffith 200. Наведя небольшие справки, и сделав еще один телефонный звонок, стало ясно, что это — не только невероятно редкая марка и модель, это еще и один из самых ранних прототипов, сделанных этим производителем. Надеюсь, вы будете рады узнать об этом автомобиле так же, как и я.
Тед Гаше (ТГ): Роб, расскажи мне об этом причудливом, очаровательном, сумасшедшем и опасном маленьком красном автомобиле.
Роб Дайетз (РБ): Давай я начну с начала — с того, как появился Griffith. Джек Гриффит был знакомым Кэрролла Шелби. Кэрролл и Джек прекрасно дружили, но Джек решил сделать автомобиль, который будет быстрее чем Cobra Шелби. Джек позвонил Дику Монничу, который занимался импортом автомобилей TVR на Лонг-Айленде. Он сказал: "Дик, TVR может нам отгрузить заготовки шасси?". Точно так же, как это делала AC для Кэрролла. А Дик ответил: "Давай узнаю". Он позвонил в TVR, а в TVR сказали: "Конечно, без проблем, отошлем вам несколько шасси, почему нет?!". Перенесемся вперед, Дик получает несколько шасси от TVR Grantura, предназначенных для Джека, и одну для себя, на пробу, первую пробу со времен участия в гонках американского автоклуба SCCA. И они решают, что будут пользоваться точно такой же схемой, что и Шелби, и что впихнут мотор Ford V-8 в маленький легкий британский спорткар. Они согласились с предложением Роджера Тека (механика Джека на гонках), что лучше будет засунуть "фордовский" смолблок, чем, как предлагал Джек, устанавливать "бьюиковский" мотор Buick 215 CID.
Первый автомобиль, который они построили, назывался Car 000, и был предсерийным. Это была машина, которая отвечала на вопросы: "А мы вообще сможем? А двигатель влезет? А он заведется? А нам вообще это нужно?". После того, как они поняли, что действительно мотор влезает, а они могут организовать логистику, он сделали следующий проект — Car 001E. Этот индекс расшифровывался как "001 Экспериментальный", а автомобиль был сделан по принципу: "Ну, хорошо, все влезло. Как теперь мы заставим его ездить?". Повторюсь, это был в каком-то смысле автомобиль, сколоченный на скорую руку. Как бы смешно ни звучало, но на первых машинах у них было выше крыши проблем с охлаждением двигателя, учитывая малые размеры моторного отсека и неподходящий радиатор. 001E и потом первые ранние машины, их было около 20 штук, являли собой пример такой кустарной сколоченности, поэтому Джек и Дик со своей командой захотели прорезать воздухозаборники в моторном отсеке. Так они и сделали, и удивились, что внешне машина тоже стала выглядеть чуть симпатичнее. Потом они сказали: "Так, глянь-ка на эту столешницу. Классная у нее штука такая. Давай-ка возьмем её!". Так появилась боковая решетка, которую сделали из алюминиевого обрамления от кухонной столешницы Formica, а вставки были сделаны из алюминиевых трубок, поэтому этим автомобилям дали имя "Машины-холодильники", поскольку их отделка была найдена на кухне.
После того как был готов 001E, на свет появился 002. А 002 — это совершенно уникальная машина, потому что это — последний предсерийный автомобиль и личный автомобиль Дика Моннича. Они собрали воедино все, чему научились вместе, и сказали: "Ну, давайте посмотрим, будет ли работать все, чему мы научились за время 000 и 001E, и поглядим, действительно ли получится рабочий автомобиль".
Итак, этим автомобилем стал 002. Дик ездил на нем и еще до начала продаж хотел убедиться, что все идеально. Они сделали все, к чему пришли за время 001E и других ранних автомобилей, чтобы машина имела смысл.
Первым же серийным автомобилем стал 003. Это был Griffith Series 200. Они выпустили 192 таких автомобилей. Также они сделали 59 Series 400 и, думаю, 10 Series 600.
На серийных автомобилях можно было получить или стандартный 289-ый двигатель мощностью 220 или 225 л.с., или 289-ый высокой мощности, представлявший собой прокаченный мотор Ford. Впоследствии серийные автомобили с этим мотором стали самыми желанными, потому что у них была самая высокая отдача. Но всего было выпущено лишь 192 штуки Series 200. В общем, не так, чтобы по дорогам они бегали "табунами". На самом деле они выпустили 427 "Кобр" — больше, чем "Гриффитов" всех вместе взятых.
Еще одной небольшой особенностью 002 было то, что это — единственный автомобиль с двигателем Ford 260. История, связанная с этим мотором, такова: в ноябре 1963 года Джек Гриффит, Дик Моннич и Джордж Кларк отправились в Дирборн, чтобы встретиться с руководством Ford Motor Company и представить Griffith Sprint — Falcon Sprint с двигателем 289 HiPo и серьезными переделками, а также модель 000. Ли Якокка проводил всю троицу в подвальное помещение, чтобы показать им Mustang, который вот-вот собирались представить, а также "запороть" Джеку Sprint, но одобрить Griffith Series 200 с базой от TVR. Джеку сказали, что Sprint может стать прямым конкурентом нового пони-кара. Поэтому 260-й, установленный в его машине был взят от Falcon, и представляет собой неудачную попытку, протолкнуть компании Ford своеобразный Mustang, которого в те годы не было. Поэтому это — единственный существующий Griffith с двигателем 260. Все другие снабжены 289-м мотором.
И это лишь добавляет веса этой истории, а также тому, как появился 002. Кстати говоря, Майк Муни, нынешний владелец компании Griffith Motorcar и автор книги "Годы Griffith", и еще один эксперт по "Гриффитам" Стив Феррон невероятно помогли в разгадывании этой загадки.
ТГ: Как она ведет себя на ходу?
РД: Ну, возьмите "Кобру", сделайте шины более тонкими, оставьте её мощность и поместите все в стеклопластиковую капсулу, очень легкую. Без силовой установки у них получилось примерно 635 кг, а с ней они подошли вплотную к отметке 861 кг. Как можно себе представить, ваша правая нога будет решать, куда будет смотреть капот автомобиля, и сколько тротуара вы хотите видеть. Невероятный крутящий момент!
Двигатель крепится по устаревшей технологии, и поэтому вы не получаете хорошей обратной связи на руле или от шасси. К центру машины идут две балки, и все висит на них. В общем, может, это — не самое информативное шасси, но совершенно потрясающе, как оно на самом деле устроено.
Я скажу, что водил "Кобры", водил "Гриффиты", и скажу, что Griffith ощущается более особенным чем Cobra, как бы странно это не звучало. Он ощущается еще более "сырым" и в большей степени автомобилем, который собрал человек, мечтавший сделать что-то такое, а не профессионал. Если говорить о Шелби, то он к тому моменту был уже вполне неплохим профессионалом и длительное время участвовал в гонках. Он умел собирать автомобили. Поэтому с этой точки зрения Shelby Cobra был своеобразным кит-каром, да. Хотя Кэрролл все же подгонял детали очень хорошо и понимал, как их на самом деле собирать. Джек этого не понимал настолько, насколько Шелби.
ТГ: То есть ты говоришь, что поскольку этот парень был лохом в сборке, машина получилась более классной?
РД: Именно! (Смеется) А разве мы не так все время думаем? Знаешь, самое необычное в этой машине — то, что она вообще существует. Она — сырее не придумаешь. Она не настолько прилизанная. Не то, чтобы Cobra какая-то премиальная, она тоже невероятно сырая. Просто шасси TVR незамысловатое. Салон — не для клаустрофобов, боковые окна — не больше 30 см в длину. Вентиляции в автомобиле нет. В буквальном смысле слова нет! Поэтому внутри становится очень жарко. Сидишь ты, по сути, на задней оси. Автомобиль вращается вокруг тебя, и ты чувствуешь, что сидишь прямо на задней оси. А бензобак находится прямо за твоей спиной.
Это — просто бессознательное ощущение. Опоры двигателя — неразрезные. Поэтому когда автомобиль работает на холостом ходу, ты сидишь чувствуешь, как происходит воспламенение в каждом цилиндре. А когда поддашь газу, ты чувствуешь двигатель прямо своей пятой точкой. Передачи очень короткие. Это — та самая коробка Toploader, которую большинство знает и любит. В общем, очень приятный металлический звук при включении каждой передачи. У этой коробки нет двусмысленности.
В общем, это — очень интуитивно понятные автомобили. А поездив более чем на одном "Гриффите", могу сказать, что каждый из них — отдельная личность, но все они — потрясающе быстрые. 860 кг, даже у 260-го, который выдает что-то очень близкое к отметке 320 км/ч. В общем, идет очень хорошо для 860 кг.
Это — автомобиль для тех, кто устал от "Кобры". Я всегда воспринимал его именно так.