Автор - Алекс Собрен
Фото: Wikipedia и другие открытые источники
Год выпуска оригинальной статьи на Petrolicious - 2017
Перевод - автоклуб "ВЕТЕРОК"
Avant, Touring, универсал, комби, «сарай»: если у автомобиля есть пятая дверь, три четвертых его кузова растянуты, и он выглядит более-менее прямоугольно, он нам подходит. Но рассматриваем мы исключительно «заряженные» версии, поскольку автомобили вроде P1800ES красивы, но в этот список не попадают. И помня об этом, вместо того, чтобы расстраиваться, что вашу любимую модель «забыли», почему бы не рассказать, за что вы поместили её на вершину собственного рейтинга? Исключения не противоречат общему правилу.
На самом деле, во всех крупнейших автопроизводящих регионах – США, Японии и Европе – выпускают собственные спорт-универсалы, что говорит о всеобщей любви к сочетанию всего и сразу, нежели к компромиссным решениям. Попробуй запихнуть мотор большого объема и крепкую подвеску в форму, которая создана, чтобы ездить по магазинам. Да еще и сделать это так, чтобы форма и функциональность сочетались лучше, чем в любом традиционно «крутом» спорткаре. В типичную «игрушку выходного дня» детские кресла не поставишь, зато на CTS V Sport Wagon всю семью можно разогнать до «красной» зоны. А поскольку я пишу это, сидя в самолете рядом с плачущим ребенком по соседству, и другим ребенком, который сзади лупит мое кресло ногами, картина, как один из этих монстриков вжимается в кресло от ускорения, а еще лучше – оба отпрыска улетают в багажник, кажется довольно привлекательной.
К несчастью, полагаю, что золотая пора подобных автомобилей уже прошла (да, я знаю о RS6, к ней это тоже относится). И даже эта пора не была долгой, поскольку до начала 90-х ничего по-настоящему быстрого не было (давайте начистоту, биг-блоки в более ранних американских «баржах» более-менее подходили только для «жжения резины», и больше ни для чего). Конечно, даже сегодняшняя дизельная BMW 5-серии Touring довольно резвая. Но если не считать редких исключений вроде Audi RS и Mercedes AMG, универсалов подобного типа на дорогах осталось не так и много. Хотя я думаю, от этого видеть эти машины еще более приятно, если смотреть на вещи как оптимист.
Audi RS2
Пару месяцев назад в наши руки попал очень хороший экземпляр первой модели Audi RS. И хотя сейчас этот шильдик вешают на все подряд, его первое плавание началось на «задке» универсала, или, как называют его в Audi, Avant’а. Как знают все, кто знаком с RS2, этот «перекаченный прямоугольник», не был полностью творением Audi, поскольку в начале-середине 90-х ребята в Porsche переживали финансовый упадок, и их друзья-немцы начали перетаскивать таланты к себе. Это привело к «помощи» как «Мерседесу» с 500E, так и, конечно, Audi c их RS2.
Более подробное описание плода этого сотрудничества можно найти в статье, о которой мы уже говорили выше (включая фотографии автомобиля в её стихии – швейцарских Альпах. Снимки, которые ошибочно можно принять за рекламный материал). Поэтому я не буду в очередной раз говорить, диски от какой «Карреры» там стоят. А поскольку у Audi RS2 нет недостатка в мощности, а понятия о «заряженности» в 90-е не соответствуют нынешним, она оставила в истории такой долгий и характерный след, что её можно считать родоначальницей дерзких и ярких современных немецких спорткаров. Конечно, у BMW еще до этого была серия М, но думаю, одна RS2 может выступить против троицы M, AMG и всех RS, которые были до нее. Как минимум, это была попытка Audi выступить не хуже. Sport Quattro был в своем роде уникальным автомобилем, спецверсией, созданной для омологации, а нужды в RS2 не было. И это-то и делает её появление важным как в мире универсалов, так и вообще.
BMW E34 M5 Touring
За несколько лет до упомянутой выше Audi компания BMW впервые приклеила букву «М» к своему универсалу. То, что у Audi называется Avant, BMW окрестило Touring’ом, и это было лихо. Такая банальная игра слов, но вовсе не неуместная. E34 M5 изначально был седаном, но поскольку европейцы любят свои универсалы, минивэны и вообще любые авто со стеклянной дверью вместо металлической крышки багажника, в 1992 году в линейке М5 появился первый универсал. И, как известно фанатам Е34, на большинстве рынков рядная «шестерка» S38 была „расточена” с 3,6 до 3,8 литров (конечно, модели для рынка США в течение своей короткой жизни сохранили более маленький мотор из-за требований по вредным выбросам. А теперь Трамп обсуждает идею «чистого угля». Кто бы мог подумать, да?) Однако эти 3,8 литра (или для особо умных товарищей - S38B38), которые до сих пор остаются самой большой рядной «шестеркой» когда-либо устанавливаемой BMW на серийный автомобиль, были единственным доступным мотором на M5 Touring. Этот автомобиль – настоящий антипод любой потрепанной «Трёшки» с наклоненной буковкой «М».
Это был автомобиль с невероятно вместительным задком, который еще и был способен разогнаться сильно быстрее 250 км/ч в те времена, когда превышение этой отметки на автобане означало „вторжение“ на территорию суперкаров. И хотя сейчас можно с уверенностью сказать, что 90% владельцев E34 M5 – это чистые фанатики, когда этот автомобиль только появился, все было совсем по-другому. Прозвище «экспресса для менеджеров», которое заслужил этот BMW, подходит людям, которые обычно покупают новые седаны – богачам, которым нужно как-то передвигаться. Конечно, некоторые из них приобретали седаны не только для езды в левом ряду, однако я не могу представить себе человека, который купил бы этот Touring и при этом не был бы искренним поклонником не просто хороших автомобилей, а автомобилей вообще. И вот это – ключевая черта, которая, на мой взгляд, делает эту машины – лучшим М5 из всех. Это – ранняя «Эмка» по своей сути в каждой детали, а её 340 л.с. до сих пор достаточно быстрые, чтобы ошарашить любого, кто этого не понимает.
Subaru Impreza Sports Wagon WRX STI Version III V Limited
Полное название серийной топовой пятидверной Subaru STI произнести трудно настолько, что при правильном обращении с автомобилем вы быстрее наберете 100 км/ч, чем скажете всю эту конструкцию. Этот универсал – блистательный образец того, что можно получить от небольшого четырехцилиндрового мотора за счет турбонаддува. Здесь установлен такой же агрегат, как и на седане STI – турбированный «оппозитник», который из жалких двух литров выдавал 276 л.с. Спустя 20 лет эта формула до сих пор работает с самыми быстрыми серийными Subaru, и то, что их мощность за прошедшее время практически не поменялась, можно воспринимать или как медленную эволюцию, или как показатель, что в 1997 году новый Sports Wagon был ой каким быстрым. Забавный нюанс: хотя у этой машины существует много версий, Subaru называла их все V Limited после победы в ралли WRC в том же году. У Audi RS2 тоже был полный привод и мощь, но Subaru пошла еще дальше и была куда ближе к своим раллийным „братьям”.
Для наивного наблюдателя со стороны, подобные универсалы c легкостью можно принять за такие, которые будто бы выезжают с завода Subaru с байдаркой на крыше, и у которых уровень дружелюбности к экологии выше, чем у самых радикальных владельцев «Приусов», что только добавляет к их «пенсионерскому» статусу. Но на деле, если бы эта модель продавалась бы в Америке, самым инфантильным и глупым развлечением было бы ворваться на ней на территорию местного кемпинга, и нарезать пару «бубликов» так, чтобы выхлоп чихал, а оппозитная «четверка», нравится она вам или нет, своим ревом распугивала всякую дикую живность. Отдельного почетного упоминания заслуживает менее мощная, но достойная версия Gravel Express. Пусть она не такая быстрая как Version III Limited, но зато этот универсал поставлялся с лифтованной подвеской, «кенгурятником» и висящей снаружи «запаской», которая помещалась в специальный колпак, окрашенный в цвет кузова и с нанесенной большими буквами надписью, указывающим на спецверсию. Так пошутим же над Audi еще разок: «All Road, говорите?».
Volvo 850 T-5R Estate
Если какой производитель и может назвать себя царем универсалов, то это – Volvo. Мне все равно, что они не самые быстрые, и сколько их было выпущено (хотя полагаю, многие 240-е до сих пор бегают по дорогам), «гарцующий лось» может считаться таковым. Как и многие из вас, значительную часть моего детства я провел на третьем ряду развернутых против хода движения сидений Volvo. С этого самого крутого места я смотрел на автомобили, следующие за нами. Но, чтобы не уходить в сторону от обсуждения этой группы, давайте сфокусируемся на одной из ранних попыток Volvo cделать быстрый универсал – T-5R Estate 1995 года выпуска.
Как и многие подобные автомобили, эта модель предлагалась в кузове седан, но поскольку новое поколение любит крутые тачки, выбор падает на Estate. T-5R продавался только один год, до того как стал называться 850R. Это была ограниченная серия, которую большинство ошибочно считают омологацией печально известного универсала BTCC 850 Estate, который, впрочем, неплохо выступал в гонках. Возможно, более правильно считать T-5R вспомогательным средством маркетологов, пытавшихся продвинуть гоночный образ бренда и поменять мнение тех, у кого Volvo никак не ассоциируется со скоростью. Поскольку безопасность всегда была настоящим коньком шведов, неудивительно, что уже в базе T-5R предлагался с боковыми подушками безопасности и детскими креслами. В комплекте шли также самовыравнивающаяся подвеска и сеть для грузов, которые нужны были для того, чтобы 240 л.с. и 300 Нм не запульнули продукты в багажнике слишком далеко. Помимо крепкого мотора, автомобиль также оснащался более агрессивным бампером, боковыми «юбками» и опциональным спойлером для крыши, благодаря чему Estate начинал напоминать гоночные Volvo 850.
Поскольку это было в 90-х, и Porsche оставляла следы, пожалуй, по всей Европе, этот автомобиль также получил плюсы от работы их специалистов в моторном отсеке. А в качестве ответного жеста, салон T-5R был выполнен из сочетания замшевых и кожаных вставок, что подозрительно напоминало многие 911-е той эпохи. Было ли это случайным совпадением или нет, я не знаю, но предпочитаю считать так, поскольку это добавляет радужного ореола прошлому.
Ferrari 456 Venice
Середина 90-х была тёмной полосой для дизайна со многих точек зрения. Она была недостаточно «не от мира сего» как в 80-х, произошел поворот в сторону гранджа, а «реализм» превратил моду в анти-моду. Потому что борьба с «системой» в протертых джинсах, купленных в торговом центре, ограничивалась лишь фразочками о «злых корпорациях» (Да, ты расскажешь, как мир не прав, сидя на заднем сиденье маминого внедорожника, наш маленький бунтарь!).
Конечно, «варёнки» и дерьмовые тачки – это было еще далеко не все, у нас были и такие вещи как Ferrari 456 Venice. Ну, „у нас” – это не совсем правильные слова, потому что из семи таких автомобилей, семья Султана Брунея купила шесть, предварительно поспособствовав их появлению вообще. Каждый материал о Venice содержит информацию, как в ателье Pininfarina от брата Султана поступил заказ на превращение купе V12 456 в универсал, за который оно получило по полтора миллиона доллара за каждый автомобиль. Теперь об этом рассказали и мы. Но вместо бездумного повторения пережеванных 1000 раз фактов, гораздо интереснее задуматься, помогло ли Ferrari создание такой странной машины явить миру свет в виде модели FF. Между этими автомобилями - десятилетия, но так ли уж они отличаются друг от друга? У обоих стоит V12, у обоих - достаточно места для четверых, и хотя FF – это технически скорее Shooting Brake, чем универсал, у обоих – пятая дверь. Не у каждой Ferrari есть такая!
И хотя этот список вообще-то и так состоит из автомобилей, которые можно смело выставлять на крутящийся подиум дилерских центров, не упомянуть итальянский стиль нельзя. Хотя я лично не могу понять, почему автомобиль нужно было называть в честь места, которое не особо связано с автомобилями. Хотя нет, лучше не искать здесь разумное зерно: у этой машины есть пространство, а логика тут не нужна.
Mitsubishi Lancer Evolution IX Wagon
Mitsubishi Evolution IX Wagon завершает эту группу и перемещает ее в 2000-е. И хотя мне безумно не хватает наглого спойлера его прародителя, эффектные линии этого Evo лучше подходят к суровым формам данного кузова. Хотя универсал лишился некоторых технических «приблуд» седана, как, например, обновленной системы перераспределения крутящего момента Super Active Yaw, под его «ноздреватым» капотом располагался турбированный мотор 4G63, обладавший мощностью свыше 250 л.с., в зависимости от того, какую версию универсала Evo лимитированной серии вы выбрали. Автомобиль вышел на рынок как версия модели 2006 года параллельно со стандартным Evolution девятого поколения.
Хотя любой другой универсал из этого списка отличался улучшенными кузовами, намекавшими на большую по сравнению с другими „сараями“ мощность, эта модель осталась наиболее близким родственником спокойного Lancer Wagon. Однако благодаря характерным массивным бамперам спереди и сзади, а также другими деталями передней части, взятыми у агрессивного роботоподобного «японца» Evo IX, этот автомобиль вряд ли можно спутать с чем-то медленным. Всего для японского рынка было выпущено лишь 2500 таких автомобилей, которые новыми можно было купить только там. Вдобавок, часть автомобилей шла с автоматическими коробками, из-за чего предел мечтаний – авто на „механике” – становится еще более трудно достижимым. Мне бы хотелось думать, что этот автомобиль – настоящий экспонат для коллекции, и что большая часть таких машин никогда не пахала по-черному как настоящие универсалы. И если у большинства подержанных Evolution состояние – это то, на что нужно обратить внимание в первую очередь, я буду рад, если эти уникальные универсалы никогда не видели типичных кошмаров, через которые обычно проходят Evo в руках их вторых владельцев.