Автор – Алекс Собран
Фото – Арно Кенис
Перевод – автоклуб Ветерок
Год выпуска оригинальной статьи в «Petrolicious» - 2017
Если вы читаете эту статью, будучи в Америке, то этот автомобиль наверняка известен вам как 900 Turbo SPG, однако для граждан его родной страны-производителя, он более известен под своим типичным для 80-х именем Turbo Aero. Чем обусловлено такое «раздвоение личности»? Ну, во время публичного дебюта SAAB в 1984 году, GM обладал правами на торговую марку Aero, которая присуждалась проектам, сфокусированным на аэродинамике. Так что вместо этого, американские покупатели получали логотип SPG на крышке багажника своей странной небольшой диковинки из-за океана. Что касается остальных, модель получила дополнительное наименование Turbo 16S, или Turbo Aero. Похоже, что либо юристам GM не хватило юридических сил, дабы довести судебные тяжбы до самой Скандинавии, либо мало кого беспокоил тот факт, что все пятеро владельцев Chevy в Швеции перепутают соседский SAAB с одним из американских концепт-каров, которые они всё равно никогда не увидят вживую. Кто знает...
Действительно, «что в имени тебе моём»? В таком случае, вот действительно важная информация, которую хранит в себе этот значок - для начала, 2-литровая 16-клапанная рядная «четвёрка» с турбонаддувом под капотом развивает 160 л.с., а если вы прочтёте дальше, то поймёте, что редкую версию Aero, помимо прочих нюансов, также отличает более агрессивный аэродинамический пакет в комплекте с потрясающими трёхспициевыми дисками, которые ныне являются синонимами саабовского дизайна.
Комплект состоял из упомянутого выше обвеса и спойлеров, расположенных ниже и разработанных в аэродинамической трубе, поэтому в следующий раз, когда вас спросят, насколько хорошо ваш шведский кирпич пронзает воздух, вы можете смело указать им первый попавшийся коэффициент аэродинамического сопротивления - а если при этом вы также упомянете про аэродинамическую трубу, то больше никто у вас и не спросит о его «воздухорежущих» способностях.
Отойдём от улучшенной аэродинамики, просто посмотрите на эту машину: да, возможно, Countach больше соответствует стереотипному представлению о чрезмерной безвкусице 1980-х, но я думаю, что вы - лентяй, если считаете, что это наиболее важное и заметное его свойство. Для начала: Countach был разработан в 70-х, и он заслуживает большего, чем быть типичным автомобилем кого-нибудь из отдела реквизита киногруппы, снимающей фильмы о кокаиновых дилерах. А этот горбатый швед не просто напоминает о 80-х, он отождествляет 80-е - этот SAAB идеально отражает дух того десятилетия.
Пройдёмся по списку: дорогой и технологичный спорткар из Европы? Так. Выглядит ли он, как добротное изделие оригами, которое вы могли бы сделать из одного листа бумаги и менее чем за десять шагов? Так. Имеет ли он слово Turbo где бы то ни было? Спрашиваете! Оставьте при себе свои Lambo и «косоносые» 930 Slantnose. А я, с вашего позволения, умчусь в прошлое на одной из этих машин – минуя и пресловутый DeLorian.
История конкретного Aero также началась в иное время, и его владелец, Арно Кенис, является давним преданным поклонником раскосого скандинава. Арно болеет автомобилями сколько себя помнит, ещё в детстве часами засматриваясь на проезжающие за окном автомобили. Наличие у отца гаража симпатичных разношёрстных «шведов» отторжения, к счастью, не вызвало; когда его семейный гараж состоял из нескольких Volvo 240, Volvo 440 Turbo Intercooler, SAAB 900 Turbo и SAAB 9000 Turbo («Как нам следует назвать новинку?» - «Просто добавь нолик» - Вероятно, именно таким было совещание СААБовских маркетологов), нетрудно догадаться, за какими автомобилями начал охотиться Арно, получив права.
Ныне его растущая коллекция включает в себя ещё два 900-х (один из них - турбированный не-Aero, второй – абсолютно безнаддувный экземпляр. Таким образом, у Арно сейчас три машины, которые почти полностью покрывают модельную линейку SAAB 900 тех лет), а начинал он в таком духе - первым его автомобилем был 900 Turbo 1988 года с восьмиклапанным двигателем. Сбились со счёта, пытаясь понять, сколько 900-х было у Арно? Что ж, явно не один.
К сожалению, ему пришлось расстаться с первой машиной из-за расходов - будучи молодым, много он не зарабатывал, а спорткар с турбонаддувом требовал определённых средств; однако было очевидно, что тот SAAB не был мимолётным увлечением. Более десяти лет он пытался найти правильный автомобиль, способный утолить его тоску по 900-му, и в прошлом году он вышел на автомобиль, который вы и видите здесь, Aero. Среди двух вариантов цвета в 1985-м году (чёрный с бежевым салоном, и серебристый с бордовым салоном) это был именно тот, который он хотел, да и сама машина была в хорошем состоянии, так что он стал гордым владельцем одного из самых культовых автомобилей того десятилетия, да и вообще за всю историю SAAB.
В период своего владения автомобилем он также внёс несколько стильных модификаций, вроде деревянного руля Nardi, отделки потолка чёрной алькантарой, полностью заменённой выхлопной системы от Jetex, 16-дюймовых дисков Aero от более поздней версии и более крупных тормозных дисков от 9000.
Не удовлетворяясь своим собственным опытом, Арно также работает над созданием платформы, на которой владельцы шведских авто могут делиться своими историями владения, уже названную Swedish Car Stories.
Он надеется, что она поможет создать сообщество единомышленников, вдохновлённых теми же автомобилями, которые он любил всю свою жизнь. Помимо развития группы, его будущие планы включают в себя дальнейшее совершенствование навыков реставрации и обслуживания в целях восстановления винтажных SAAB и Volvo - потому что когда у тебя есть увлечения, гораздо лучше, когда есть люди, с которыми их можно разделить.