Раритетность, как и многие другие вещи, находится в глазах смотрящего. Вот — одна из причин, почему я считаю автомобили из Японии, созданные с помощью итальянских специалистов, одними из самых интересных машин в мире. Почему? Когда Япония всерьез занялась автомобилестроением, компании нередко обращались к лучшим помощникам, которых можно было найти.
Как мы сами убедились за последние десятилетия на примере уже китайской автоиндустрии, для того чтобы научиться делать классные автомобили, много времени не требуется. Конечно, если у вас есть правильные люди. После Второй мировой войны у японских автопроизводителей они появились — были наняты итальянские ателье, которые помогали с различными аспектами автомобильного дизайна, а также инженерией и улучшением кузовного стиля.
Возможно, вы уже влюблены в более знаменитые образцы дизайна, скажем, Vignale или Giugiaro. И тем интереснее наблюдать, как таланты этих ателье применялись на автомобилях, созданных для Японии. В какой-то момент итальянский стиль стал настолько доминировать на автомобилях с различных континентов, что Fiat выпустил настоящую рекламу, в которой спрашивал читателя, зачем покупать машину, которая итальянская "лишь наполовину".
Daihatsu Compagno (Vignale)
Compagno выпускался в весьма традиционных формах: в виде двух- и четырехдверного седана, кабриолета Spider, универсала и грузовичка, в то время как замечательное спорткупе, к сожалению, так и осталось лишь на бумаге.
Благодаря помощи Vignale в 60-х Compagno стал бюджетным автомобилем с простым шасси с рамой лестничного типа и кузовом, а также формами, намекавшими на итальянское влияние.
И да, в какой-то момент в брошюре, рекламировавшей кузов Spider, использовался экспрессивный слоган: "Начните хвастаться"... Довольно сомнительное предложение, учитывая двигатель объемом максимум 1000 см3.
Honda Hondina (Zagato)
На самом деле это — модернизированная версия концепта Fiat 500 Zanzara (в переводе — комар) 1969 года. Вероятно, Zagato сделала то, что делали (и продолжают делать) многие carrozzeria: улучшила внешнюю стилистику, чтобы подстегнуть свою работу с разными автопроизводителями. Не забывайте, этот автомобиль так и не дошел до конвейера... Однако он представляет соблазнительный образ того, как мир автоспорта оказывал влияние на дизайн автомобилей (и пляжных багги) в 70-х.
Покупатели автомобиля, в основе которого лежал кеи-кар N360, должны были в полной мере насладиться всеми 360 см3 объема и двумя цилиндрами. Неизвестно, сколько именно автомобилей было выпущено (или эта версия "Хонды" так и осталась способом примерить новый кузов), а что до более раннего 500 Zanzara, то он в настоящее время находится в руках одного коллекционера из Европы.
Suzuki L40 Carry (Джуджаро)
Suzuki Carry был "аппаратом", выпускаемым в Японии с 1961 года. Четвертое поколение модели было представлено уже в 1969 году и демонстрировало перемену в политике компании, производившей преимущественно утилитарную технику.
Джорджетто Джуджаро сделал дизайн Carry L40 в кузовах "фургон" и "минивэн". Причем последний получился невероятно простецким — по крайней мере, на мой вкус — и отражающим дух того времени. В нем главный автодизайнер века совместил экстремальные углы наклона лобового и заднего стекла с пространством, размеры которого позволили машине пробраться в класс самых маленьких автомобилей.
Растяни эту машину немного в каждом направлении, и заметишь, как она начнет намекать на форму MPV будущих 50 лет.
Isuzu 117 Coupé (Ghia)
А это кто сделал? Ghia. Но это — еще одно творение Джуджаро. Выпущенный в 1968 году после многих лет разработки автомобиль задал новый стандарт стильного и роскошного японского купе, продажи которого достигли 100 000-й отметки в начале 80-х. Тогда же этот автомобиль "ушел на пенсию", а на смену ему пришло другое творение Джуджаро (пусть и в лице его фирмы Italdesign)...
Isuzu Piazza (Italdesign)
Насколько интереснее станет этот автомобиль, если я добавлю к его названию фразу "сделано в Italdesign"? Автомобиль, ставший продолжением концепта Asso di Fiori ("Туз треф") 1979 года, показывает, насколько идея "личной роскоши" изменилась всего за одно десятилетие.
GT-образный кузов 117 Coupé и ориентация на комфорт четырех взрослых быстро уступили место концепции в стиле Volkswagen Scirocco — спортивному, экономичному и практичному автомобилю для двух человек и их личных вещей.
Suzuki Go (Bertone)
Нет, он не продается. Этот концепт-кар стал результатом сотрудничества мотоэкспертов из Suzuki с любящими кататься на лыжах дизайнерами Bertone. Автомобиль получил 750-кубовый мотоциклетный мотор с изящным кузовом, который (судя по всему) подошел бы только квадроциклу John Deere Gator.
Задумка была потрясающая. И очень жаль, что мы не увидели её серийного воплощения после премьеры в 1972 году.
Isuzu Bellett MX1600 (Ghia)
Еще один концептуальный автомобиль, MX160, был создан Томом Джаардой во время его работы в Ghia и демонстрировался в период между 1969 и 1970 годами. Вы уже заметили в нем линии De Tomaso Pantera?
Этот Isuzu тоже очень крутой: у него центральное расположение двигателя, активные аэродинамические элементы, а в движение его приводило последнее достижение техники Isuzu в области моторостроения — 1,6-литровый четырехцилиндровый агрегат G161W с двумя распредвалами, который развивал примерно 120 л.с.