Автор - Алекс Собрен
Фото - "Википедия "и другие открытые источники
Год выпуска оригинальной статьи на Petrolicious - 2017
Перевод - автоклуб "ВЕТЕРОК"
Чаще всего автомобили, грузовички, минивэны и микроавтобусы, которыми мы пользуемся для перевозки себя и нашего барахла, выглядят в соответствии со своим предназначением. Но, конечно, существует небольшая кучка универсалов, которые своим внешним видом могут пристыдить даже машины в два раза быстрее. А мы и вовсе живем в век пугающе быстрых SUV, лучшие из которых существовали в не таком уж далеком прошлом. Давайте посмотрим на наиболее безумные творения данного рода, которые никак не назовешь «тошнотиками».
BMW X5 LM
Этот ролик 2000 года, где постоянно веселый внешне Ханс Штук на уникальном BMW X5 LM проезжает целую петлю Нордшляйфе – пища для мечтаний фанатов баварской марки. Но подождите, мы и так знаем, что X5 M (или X-Diesel Triple M Power X-Drive Turbo, или как они называют их сейчас?) – отлично делает так, чтобы головы друзей по футбольной команде ваших детей вдавились в кожаные кресла. Но этот автомобиль кажется чуть-чуть более особенным. Черт, да так оно и есть!
Здесь нет задних пассажиров, смотрящих на экраны в подголовниках, здесь вообще нет заднего ряда. А если вы пролезли через металлическую жердочку тоннеля в трапецию красных ремней Sabelt, вас поприветствуют восхитительные карбоно-кевларовые гоночные сиденья-ковши. Это сейчас мы привыкли к различным „М”-кам и AMG, созданным, чтобы довозить мороженое до дома до того, как оно растает. И ведь они чертовски хороши в этом! Но вернитесь мыслями в 2000 год, когда подобные вещи только зарождались. Теперь представьте Штука, который на подобном авто заигрывает на Нюрбургринге с 8-минутной отметкой. Зачем это вообще было нужно? Конечно же, это был рекламный трюк, чтобы тут же убедить окружающих, что буква S в слове SUV в случае с BMW означала слово «Sport». Можно ли было проделать этот трюк с меньшим количеством бреда? Конечно. Но, слава Богу, инженеры не пошли на поводу у благоразумия.
Вслед за полной победой на „Ле-Мане“, которую заработал прототип V12 LMR, Эдвард Уолек, руководитель программы Х5 в то время, предложил абсурдную идею взять двигатель S70/2 V12 от этой машины (ну, не прям этот же двигатель, конечно, а такой же агрегат, что, в общем-то, одно и то же), убрать ограничители во впускном коллекторе, на которых настаивала FIA, добавить щепотку карбоновой начинки, и все это запихнуть в кузов X5 первого поколения. Это – решения, которые доказывают, что сила волшебного «зае…сь!» все еще может побуждать к физическому воплощению задуманного, даже перед лицом объемной корпоративной бюрократии.
Чтобы совладать с тяжелым дыханием 700-сильного «ревуна», в капоте автомобиля сделали широкую дыру. И без неё бы на этот внедорожник в наши дни вообще бы никто не обратил внимания на дороге. На самом деле окружающие бы скорее посмеялись над золотыми магниевыми дисками BBS (если правда посмеются, забейте на их мнение!).
Renault Espace F1 Matra
Судя по всему, сумасшедшие баварцы, создавшие X5 Le Mans, изначально хотели поставить один из своих «формульных» моторов V10 на обычный практичный внедорожник, но при этом не планировали удалять каждый сантиметр серийного Х5. Renault Sport – ребята другого рода. Они просто пошли дальше во всех смыслах слова, как уже делали в течение многих лет до этого. Конечно, причина для создания их «Франкенштейна» была другая, чем у BMW. Это было больше похоже на яркое празднование успеха Renault F1 с Williams и Matra, чем на попытку раскочегарить Espace, хотя под предлогом этого они также отметили 10-летие с момента появления линейки минивэнов Espace. В общем, праздник удался.
Вместо внедорожника типа Х5, который все же сохраняет легкий налет атлетизма, эти «лягушатники» взяли пешеходный как смерть и банальный минивэн Espace, чтобы продемонстрировать инженерный гений, который они способно применить буквально ко всему, что ездит. Честно говоря, у этого прекрасного «чудовища» по сути не осталось ничего от оригинального Espace, а от X5 выше он еще больше отличается тем, что рассчитан на четырех человек! Практично! (Ну, конечно, если задние пассажиры готовы сидеть рядом с 800-сильным 3,5-литровым мотором V10 с дудками на дросселях, направленными прямо в лицо). Эту тачку прокачали более-менее целиком, поскольку у минивэна провели безумный чип-тюнинг и „по кругу” переделали шасси и кузов, обильно вдарив по углепластику. Как следствие, внешне автомобиль стал больше похож на гоночные болиды „Группы 5” и IMSA, чем на любую машину из шоу-рума Renault. Это более-менее походило на формульный Renault-Williams RS4, который переоделся в шмотки своего толстого, сонного родственника. Ну, правда, что же осталось от минивэна, если здесь среднемоторная компоновка с задним приводом, керамические тормоза, турбовентиляторные колесные колпаки (которые, правда, не всегда стояли на Espace F1) и рев V10, запускать который нужно при помощи хитровывернутого компьютера (хотя как же круто видеть механика, который открывает дроссель, зажимая кнопку на компьютере) ?
Впрочем, как и в BMW, люди, стоявшие за этим сумасшедшим чудищем, выбрали одного из своих видных пилотов, который должен был показать, на что способен – Алана Проста. Видеть, как Прост с помощью кнопок на руле управляется с 6-ступенчатой коробкой минивэна Renault цвета дижонской горчицы, разгоняя его – восхитительный сюрреализм. Так же, как и то, что автомобиль способен набрать первую «сотню» меньше, чем за три секунды, и разогнаться быстрее 305 км/ч.
Ford Transit Supervan 1, 2 и 3
Бешенную коробку Renault явили ничего не подозревающему свету на Парижском автосалоне в 1994 году, хотя присутствующие не особо бы удивились, если бы вспомнили первый Ford Supervan, который опередил Espace F1 более, чем на два десятилетия. Действительно, бренд с „голубым овалом” заслуживает высшей похвалы, поскольку именно он был первопроходцем в трансплантации гигантских моторов в смешные автомобили. Именно так произошло в 1971 году, когда Ford поставил кузов „Транзита” на шасси GT40 и оснастил его гоночным V8, естественно, занявшим весь грузовой отсек. Двигатель был увеличен в объеме до «всего лишь» пяти литров, а его отдача превысила отметку 400 л.с. Чтобы остановить такую массу со скорости, которую фургоны даже и не мечтают развить, на автомобиль были установлены тормоза CanAm, которые скрывались за широкими 15-дюймовыми колесами. Будущие поколения навсегда запомнят этот автомобиль как Supervan 1.
Постройкой этого фургона занималась Terry Drury Racing. Конечно, из-за похожего на бульдога кузова, длину которого увеличили, чтобы влезло гоночное шасси, это было наименее доведенное до ума сочетание „фургонного“ с „нефургонным“, если не сказать - приятный „качок-урод“ собственной формы. Хотя более 400 «лошадок» под капотом и были способны как следует разогнать этот автомобиль, все же на этой машине было лучше жечь резину. Хотя этот видеоролик показывает, каково прохватить на этой зверюге по гоночному треку, и выглядит это чертовски классно.
Ford придерживался формулы об «имплантации» гоночной начинки, поэтому в 1984 году, выпуская Transit второго поколения, в компании решили сделать и Supervan, но на этот раз подошли к вопросу более последовательно. Работой по преображению Ford Transit нового поколения занималась вуластонская компания Auto Racing Technology. Supervan 2 стал отличаться от серийного автомобиля еще больше удлиненного Supervan 1. Фургон получил ультра-агрессивные «трубы» воздухозаборников по бокам, почти целующий асфальт низкий передний бампер и гигантское заднее антикрыло на длинной крыше, делавшее автомобиль, который по своей натуре плохо предназначен для борьбы с потоком ветра на высоких скоростях, более аэродинамически пригодным. Хотя это не так и важно. Ведь если не можешь бороться с ветром, взять можно мощностью. И Ford Motor Company и Auto Racing Technology решили поступить именно так, выбрав двигатель и шасси от гоночного автомобиля C100, выступавшего в Группе С. Начинку установили в кузов MK2 Transit. В движение автомобиль стал приводиться 3,9-литровой мотором V8 DFL – почти 600-сильной версией прославленного агрегата Cosworth DFV. Благодаря ей Supervan 2 был способен действительно разгоняться быстрее 270 км/ч. Может, аэродинамика все же помогла?
Спустя примерно 10 лет, компания DRL Engineering из Суффолка провела глубокую модернизацию Supervan 2, который превратился в Supervan 3. Ну, ладно, может, то, как его назвали – не образец креативности, но зато в этой версии «Транзита-монстра» был целый набор различных инженерских примочек.
Хотя эта версия, появившаяся в 1994 году и завоевавшая сердца и умы любителей фургонов и гонок одновременно, была построена на основе MK5 Transit в ее базу легло шасси от С100 как у «старшего брата». До того, как спустя несколько лет на нее установили 220-сильный мотор для большей надежности (Кому вообще нужна эта надежность?), этот автомобиль был самой экстремальной версией среди квадратных «супергероев», хотя, конечно, не столь радикальной как Supervan 1 в свое время. Вы можете заметить, что Supervan 3 появился примерно тогда же, что и Espace F1, и к тому же этот автомобиль оснащался мотором Ford-Cosworth HB Formula 1 V8, который в те времена выдавал «табун лошадей» - от 650 до 700 в зависимости от версии и прокачки, мог случайно разорвать незащищенные барабанные перепонки безумным ревом, если его раскрутить до отсечки в 13 800 об./мин.
В дизайне кузова продолжились тенденции, заданные на Supervan 2, с большим уклоном в аэродинамику. Вообще кузов напоминает мне коробку, накрытую простыней, которая поднимается над землей, и образует «юбки», которые едва-едва могут закрыть массивные магниевые диски OZ Racing шириной в несколько десятков сантиметров. В какой-то момент, чтобы показать потрясающее чувство юмора, Supervan 3 даже одели в ливрею Королевской Почты Великобритании. Эх, как бы я хотел, чтобы такая окраска могла красоваться и на моей машине!