Статьи

Легендарные женщины в автоспорте: Королева Bugatti Элле Нис

2019-06-15 21:11 Переводы автомобильных изданий
Автор - Флоренс Уолкер
Фотографии из открытых источников
Год выпуска оригинальной статьи в «Petrolicious» - 2016
Перевод - автоклуб "ВЕТЕРОК"
Примечание редактора Petrolicious: Мы рады опубликовать на наших страницах серию новых статей. Очень часто всеобщая автоспортивная ностальгия грешит сильным перекосом в сторону мужчин. Хотя на заре автоспорта среди чемпионов и вправду было много мужчин, вместе с ними было немало и невероятнейших женщин в истории. Надеемся, эти статьи доставят вам такое же удовольствие, как и нам во время их написания.
Если бы в 1930 году вы стояли на финише Гран-При Bugatti в Ле-Мане, то видели бы как пришедший третьим автомобиль пересекает финишную черту задним ходом. За его рулем сидела единственная участница той гонки, обладательница Мирового рекорда скорости среди женщин и пилот "Формулы 1" Мариетта Элен Детангль, также известная под псевдонимом Элле Нис. Оглушительные овации зрителей вынудили её ударить по тормозам, из-за чего Bugatti довольно эффектно развернуло, и машина пересекла черту задним ходом.
Младшая из пяти детей в семье белого почтальона и черной домохозяйки, Элле добивалась успеха во всем, за что бралась. Очаровательная, находчивая, полная энтузиазма девушка выросла в небольшой деревушке Оне-суз-Оно под Шартром. Вскоре после окончания Первой мировой войны, когда ей было 16, она переехала в Париж. "Ревущие двадцатые" стали прекрасным фоном для её энергии и молодости. Её красота и изящество помогли ей быстро сделать внушительное состояние на работе моделью и выступлениях в ночных кабаре, в которых она поражала парижан своей акробатикой. Её обезоруживающая улыбка привлекала внимание самых сильных мужей мира, в том числе — Жана Бугатти, ставшего её ближайшим соратником и любовником.
Её жизнелюбие распространилось на скорость. К счастью для мира автоспорта, падение с горы остановило её карьеру танцовщицы. Теперь её манил гоночный трек. К 1929 она установила Мировой рекорд скорости среди женщин, приняв участие в женском Гран-При Монлери на Bugatti 35C и развив скорость 193 км/ч.
За этим последовало турне по гоночным трассам восточного побережья США, организованное букинговым агентством William Morris. "Королева Bugatti" собирала толпы зрителей на каждой трассе, где выступала на своем ярко-синем гоночном автомобиле. За время своей гоночной карьеры Нис приняла участие в 78 Гран-При и многочисленных подъемах на гору, ралли и даже пробегах на выносливость. В спорте, где бал правили мужчины, она демонстрировала несгибаемый дух соперничества. Как она лично заявила в 1930 году в интервью газете L’Intransigeant: "Единственное, что я прошу — дать мнебезо всяких поблажек возможность показать, на что я способна против мужчин".
Но конец у Нис не был счастливым, несмотря на её романы и успехи. Гонщице пришлось по справедливости взглянуть в лицо смерти. Из-за торможения на черном льду во время Ралли Монте-Карло она приземлилась в канале. В 1933 году она выгрызла себе девятое место на Гран-При Италии, несмотря на то, что в той гонке погибло три её напарника. Но ближе всего к смерти Нис была в 1936 году. Во время Гран-При Бразилии примерно в 20 метрах от финиша перед её машиной выскочил мужчина, захотевший убрать с середины дороги стог сена. Нис попыталась его объехать, её Alfa Romeo взлетела в воздух, перевернулась и приземлилась прямо на трибуны, убив и покалечив многих зрителей.
От комы Нис очнулась через три дня. Сила, которую она продемонстрировала во время лечения, сделала её национальным героем Бразилии. Даже в наши дни Хелленис и Элленис — достаточно распространенные имена девочек в этой стране. Но несмотря на быстрое восстановление, Нис никогда не вернулась к былой славе.
Через год она попыталась вернуться к гонкам, однако водителю, пережившему серьезные травмы головы, было непросто получить спонсорские контракты и возможности выступать в качестве пилота. Потом, буквально через месяц, во время испытаний погиб Жан Бугатти, а вскоре — началась Вторая Мировая война.
Конец войны не много изменил в её судьбе. На вечеринке в Монте-Карло по поводу перемирья и возвращения гонок Луи Широн заявил окружающим, что Нис была агентом гестапо. Это обвинение тотчас бросило тень на её репутацию. До конца своих дней Нис жила благодаря благотворительным пожертвованиям. Она умерла в 1984 году в общей больничной палате.
До недавнего времени память об Элле Нис была практически забыта. Однако благодаря Миранде Сеймур, выпустившей в 2004 году биографическую книгу "Королева Bugatti", Элле Нис было возвращено доброе имя, а навет Широна был признан не имеющим оснований. Сегодня дух Элле Нис возрождается благодаря фонду, носящему её имя.
Элле Нис вошла в мир, где царил опасный для жизни тяжелый труд, мир, где требовались особые навыки, мир, управляемый людьми противоположного пола. Она вошла в него без поддержки и богатства, полученных благодаря наследству или браку, чего нельзя сказать о её других коллегах. Смелость и решительность Нис превращают её в идеальную модель для подражания для любого современного гонщика, независимо от пола.
Ведь она была, как бы это сказать, той еще чертовкой.