Автор - Эндрю Голсет
Фото - Розарио Либерти и Эрик Комас
Год выпуска оригинальной статьи в «Petrolicious» - 2017
Перевод - автоклуб "ВЕТЕРОК"
Для большинства профессиональных гонщиков "Формула 1" является главной целью карьеры. Невероятная скорость и мощность, не прощающая ошибок — все это упаковано в одноместную ракету, благодаря которой F1 широко признается вершиной подлинного водительского мастерства.
Представьте, насколько трудно продолжить любить и интересоваться автомобильным спортом, когда вы достигли этой вершины. Что вообще может сравниться с этим? Однако для Эрика Комаса ответ был простым — легендарная Lancia Stratos, принесшая чистокровному французскому пилоту удовлетворение за рулём.
На днях мы встретились с Эриком и выслушали его подробный рассказ о том, где он был, чем собирается заниматься и почему он влюбился в творение Bertone.
Эндрю Голсет: Эрик, вы сделали насыщенную карьеру гонщика. Как все началось?
Эрик Комас (ЭК): Мой отец был хорошим механиком и в 1969 году открыл небольшую мастерскую в городе Роман-сюр-Изере, французской столице обуви. Довольно быстро одним из главных клиентов моего отца стал Шарль Журдан, основатель престижной обувной марки Charles Jourdan.
Он пришел в мастерскую с просьбой настроить карбюраторы. Потом он купил Alpine, затем — другую Alpine, после — Porsche 2.7, потом — Dino. Он просто коллекционировал автомобили, не продавая при этом предыдущие. В итоге 80% дохода моего отца приходилось на коллекцию Журдана.
Жаль, что эти машины не стоят сейчас в моем гараже. Это были лучшие автомобили своего времени. Именно эта коллекция — коллекция Шарля Журдана — и привила мне вкус к спорткарам.
ЭГ: А как вы оказались в автоспорте?
ЭК: Один из механиков моего отца гонялся в картинге, который в то время не был настолько популярным как сегодня. Таких людей было немного в 1976 году. Однажды я попробовал поездить в картинге, и для меня он стал открытием.
Я сказал отцу, чем хочу заниматься, а он мне разрешил, но сказал, что не хочет, чтобы я участвовал в гонках. Я ответил ему, что без гонок задумка не имеет смысла, но он стоял на своем и запрещал мне участвовать в соревнованиях.
Я подождал, пока мне не исполнилось 18, а потом начал участвовать в гонках. Я быстро стал чемпионом Франции, это было в 1983 году, когда мне было всего 20 лет. Я отдаю дань уважения за это месьё Шарлю Журдану и его коллекции за то, что привили они мне страсть к спортивным автомобилям и гонкам.
ЭГ: Вы стали чемпионом Франции всего за два года гонок? Это впечатляет! А что произошло потом?
ЭК: 3 ноября 1984 я выиграл гонку Winfield Racing School, которая принесла мне бесплатный сезон в Formula Renault Turbo. Я получил спонсорство компании ELF на сезон 1985 года, поэтому начал участвовать в соревнованиях как полупрофессионал. Через два года я выиграл чемпионат Formula Renault Turbo. После этого я в течение четырех лет участвовал в гонках "Формулы 1".
ЭГ: Посидев за рулем столь невероятных гоночных болидов, почему вы решили купить Stratos? Что такого есть в Lancia с мотором Ferrari, за что её настолько любят водители?
ЭК: ДНК этой машины. В те времена она создавалась на 100% для гонок. Это — единственный ралли-кар, созданный как гоночный автомобиль. Ведь большинство ралли-каров представляли собой гражданские модели, которые в дальнейшем модифицировали под ралли. А подход к этому "Стратосу" был радикально иным.
Чезаре Фиорио был убежден, что из прототипа суперкара, показанного на Туринском автосалоне в 1971 году, Bertone может сделать ралли-кар, который бы кардинально отличался и от предыдущих ралли-каров и от гоночных автомобилей Porsche, Alpine и Opel.
Этот автомобиль появился через полгода рефлексии инженеров, пилотов и механиков главным образом на тему того, как именно сделать идеальный ралли-кар. Потом они принесли свой проект в Bertone, чтобы там сделали дизайн. Так никто никогда не поступал ни до, ни после этого. Даже Lancia 037 была построена на основе Lancia Montecarlo. Единственна другая модель, которая с самого начала задумывалась как ралли-кар и была на 100% создана с нуля — это Ford RS200. Однако этот автомобиль так и не принял участие в ралли в 1986 году, потому что его запретила FIA.
Именно этим "Стратос" и уникален, этот автомобиль создан для гонок, а не для получения прибыли. То, что машина построена для гонок, ощущается даже 40 лет спустя. Об этом нужно помнить, когда подходишь к ней. Это действительно не машина джентльмена, ведь ей очень сложно управлять.
Она похожа на болид "Формулы 1" в том смысле, что нужно делать поправки в зависимости от трассы и условий движения. Вот на что похожа жизнь со "Стратосом". Это тебе не Porsche или какой-нибудь другой автомобиль, который погрузил на лафет и поехал гоняться. Быть гонщиком-пилотом, выступать на "Стратосе"... Есть какие-то эмоции, которые я получаю от "Стратоса" и не получаю от чего-либо другого.
Звук двигателя V6 сзади, положение коробки типа "собачья лапа", возможности автомобиля на извилистой дороги, её легкость, ощущение, что управляешься картом — словом, это — потрясающий автомобиль для езды на грани возможностей. В своей карьере я выступал на треке, то есть не то, чтобы повидал так уж много ралли-каров. Но когда я был ребенком, восторгался двумя машинами — Alpine A110 и Lancia Stratos.
Вплоть до 2005 года я часто выигрывал гонки, выступая на Alpine. А пять лет назад я переключился на Stratos. В общем-то, это — мой единственный опыт выступления на ралли-карах. Я действительно люблю гоняться на этой машине 1974 года против автомобилей как 1989 года, так и более новых, которые допускает FIA. Тем не менее, мы соревнуемся друг с другом в рамках Чемпионата Европы по Историческому Ралли, и до сих пор потрясает, что Stratos, обладающий меньшей мощностью и меньшим крутящим моментом, побеждает за счет лучшей управляемости.
ЭГ: Давайте о вашем "Стратосе". Какая у него история?
ЭК: Это — Stratos HF, номер шасси AR00001826. Это бывший автомобиль Джорджо Престини, главы Eta Beta. Он купил этот автомобиль у гуру "Лянчи" Мальоли, который больше всего известен своими подготовками "Стратосов". Он работал напрямую с гоночным подразделением Lancia. Когда Lancia прекратила выпуск "Стратосов", он открыл в Биелле мастерскую и продолжил самостоятельно готовить эти автомобили к гонкам.
Из тех "Стратосов", что выигрывали соревнования, большинство были подготовлены Мальоли, поскольку Lancia занималась подготовкой Stratos лишь три года. То есть Мальоли готовил автомобили, выпущенные в период между 1977 и 1981 годами, а в дальнейшем — Lancia 037. Они выиграли в двух Чемпионатах Европы и во многих других соревнованиях. Команда Мальоли выиграла на "Стратосе" куда больше гонок, чем собственно Lancia. Это — один из где-то 15-20 автомобилей Мальоли, который выступал в рядах команды MFS.
Этот автомобиль Мальоли продал Джорджо Престини в 1979 году. В 1982 году автомобиль купил Улисс Карини, который выступал на нем в ливрее UBI immobiliare и владел им до 1986 года. В 1986-1988 гг. автомобиль принадлежал Джованни Сальватори, затем в 1988 году — перешел к компании Visauto SRL, а затем — французскому пилоту Жану-Полю Сильвену, который в 1990 году обменял её на Daytona у своего друга Бернарда Родригеса.
С того момента автомобиль был полностью отреставрирован по высоким стандартам, в нем сохранилось все оборудование периода Мальоли за исключением сидений, которые подверглись омологации. Двигатель и коробка "собачья лапа" подверглись капитальному ремонту. Получилась одна из наиболее аутентичных реставраций с минимальным использованием современного оборудования, необходимого для надежности, безопасности и омологации.
Важно помнить, что никакие автомобили не появлялись специально для участия в ралии "Группы 4", включая те автомобили, которые выпускала официальная мастерская Lancia. В основе последних всегда лежала Stradale, и все делалось в соответствии с техническими инструкциями и указаниями Lancia Torino точно так же как было у Репарто Корсе и у заводских команд.
Все "Стратосы" создавались с прицелом на гонки, а серийный выпуск был нужен только для омологации для участия в "Группе 4". Поэтому между машиной, доработкой которой занималась Lancia, и автомобилями заводских команд столь большая разница.
ЭГ: Не могу не спросить, как она ведет себя на ходу? Это — машина, которую нужно постоянно держать на коротком поводке, или же она прощает ошибки?
ЭК: Вести её — это все равно что вести одноместный болид, на который сверху нацепили кузов от ралли-кара. Ты сидишь практически по центру автомобиля. Конечно, здесь все так же левый руль, но ты находишься очень близко к центру автомобиля. По личным ощущениям, это очень похоже на управление формульными болидами.
Время от времени я езжу на современных автомобилях, и по сравнению с "Лянчей" это — небо и земля. Переключение скоростей, торможение, положение пятки и носка — в "Стратосе" все нужно делать идеально. Подвеска здесь жесткая, антипробуксовочной системы нет, АБС — нет, зато есть коробка "собачья лапа". Движения рук и ног должны быть просто совершенными.
В эту машину ты не садишься, а падаешь. Она — очень низкая. Я не настолько высокий и толстый, поэтому для меня это, конечно, не так уж и плохо. В общем-то мне даже довольно комфортно в этом автомобиле, но опять-таки, я столько ездил на одноместных болидах, что считаю, что в "Стратосе" много места. (Смеется).
ЭГ: Что больше всего нравится в этом автомобиле?
ЭК: Думаю, звук V6 от Ferrari Dino — одного из лучших моторов, созданных Ferrari. Он действительно очень хорошо сбалансирован и производит уникальный шум из-за карбюраторов. А поскольку мотор находится очень близко, прямо за твоей спиной, он расположен практически у тебя в салоне.
Конечно же, из-за стеклопластикового кузова шум двигателя вообще не нейтрализуется. Даже зрители могут насладиться звуком работы мотора гораздо лучше, чем в случае автомобиля со стальным кузовом.
ЭГ: Итак, на горизонте у вас Чемпионат Европы по исторически-спортивному ралли FIA, и вы будете управлять "Стратосом", верно?
ЭК: Да, он больше всего похож на ралли прошлого и включает в себя высшую награду FIA за гонки на исторических автомобилях. Титул Чемпиона Европы FIA присуждает на основании 9 гонок — 9 ралли. В прошлом Stratos уже два раза побеждали в подобных ралли — в 1977 и 1989 году. Поэтому мы попробуем победить еще раз в 2017 году и благодарим Zenith Watches за поддержку.
ЭГ: Вы планируете победить в общем зачете?
ЭК: Я постараюсь. (Смеется). Мы будем выступать против серьезных конкурентов — Lancia 037, Sierra Cosworth, BMW M3, Subaru Legacy, Delta Integrale. В общем, соперники непростые, но в прошлом году мы уже показали, что технических проблем у нас нет, и мы очень сильны.
В прошлом году я выиграл одну из гонок FIA. Так что мы знаем, что большого отрыва у нас не будет, но все же мы можем выступать и против куда более современной техники. Ведь Stratos до сих пор остается потрясающим автомобилем — настолько продвинутым, что он никогда не станет "исторической" моделью! (Смеется).