Наш друг Джо Саки (Joe Sackey) относится к типу людей, которых обычно называют «мастер на все руки». Вы можете обратиться к этому парню, когда необходимо достать то, что многие люди даже не могут себе представить. И я сейчас говорю не про оружие или другие опасные и незаконные вещи. Недавно он помог купить легендарный 288 GTO, принадлежавший Ники Лауда. Как оказалось, это механическое чудо находилось всего в нескольких милях от нашей штаб-квартиры в Калифорнии.
Мне удалось немного поболтать с Джо, без сомнения, одним из самых грамотных специалистов по автомобилям, которых я знаю.
Ted Gushue — Тед Гушью (далее по тексту ТГ) — журналист: Как ты впервые узнал об этом автомобиле?
Joe Sackey — Джо Саки (далее по тексту ДС): Один мой клиент хотел собрать коллекцию суперкаров Ferrari. Мы начали с группы автомобилей, которые были доступны в то время. Он приобрел 288 GTO в неплохом состоянии — не выставочный экспонат, просто хорошую машину. Она ему очень нравилась. Когда я познакомился с Джо поближе — это было пять лет назад — то понял, что он хочет иметь в своей коллекции только лучшие автомобили. Он сказал: «Если мне удастся найти другой 288 GTO в более хорошем состоянии, с меньшим пробегом, надо будет подумать о его покупке. Продать этот экземпляр и купить новый». Так мы и сделали. Мы нашли другой 288 GTO. Это был особенный автомобиль: небольшой пробег, идеальное состояние.
Спустя несколько лет мне позвонил другой мой клиент, известный коллекционер Ferrari. Я знал, что у него есть 288 GTO, принадлежавший Ники Лауда, и что автомобиль находится в заводском музее Ferrari. Я был очень удивлен, когда он сказал мне: «Знаешь, думаю, ты сможешь помочь мне найти для него новый дом».
Я позвонил своему клиенту, который занимался совершенствованием своей коллекции, и сказал: «У нас есть возможность купить суперкар, принадлежавший Ники Лауда». Мы провели несколько телефонных бесед и в итоге заключили сделку и импортировали автомобиль в страну. Вот как я впервые узнал об этом Ferrari.
ТГ: А сколько владельцев было у этого 288-го после Ники Лауда?
ДС: Только 2 — какой-то джентльмен из Австрии и человек, у которого мы выкупили его.
ТГ: А зачем вообще кому-то вроде Ники Лауда продавать автомобиль?
ДС: Это интересный вопрос. Думаю, такие люди рассматривают автомобили как игрушки на один-два сезона. По моим подсчетам, Ники владел им около трех-четырех лет. Он погонял на нем, а затем продал в 1990 году, чтобы вложить вырученные средства во что-нибудь еще. Если мне не изменяет память, он продал его за очень неплохие деньги.
ТГ: Что значит «неплохие деньги»? А какая была рыночная стоимость?
ДС: Тогда этот автомобиль стоил 85 000 долларов, но, мне кажется, это цена была только для избранных. Думаю, производство каждого автомобиля обходилось Ferrari значительно дороже. Они считали, что это будет отличной рекламой. Чтобы пройти омологацию FIA для участия в гонках Группы B, Ferrari должна была построить 200 дорожных версий модели. Но в гонках 288-й так и не поучаствовал, поскольку Группа B была упразднена. Думаю, за 85 000 долларов купить этот автомобиль могли только VIP-клиенты… Это было что-то вроде подарка для них.
ТГ: Но ведь такая ситуация обстоит со многими Ferrari, разве нет?
ДС: Нет. Только с суперкарами, особыми версиями. И это было только начало. Модель стала первой в линейке суперкаров Ferrari с литерами GTO. Затем последовали F40, F50, Enzo, и La Ferrari. И неважно, сколько еще суперкаров появится у Ferrari, ведь 288 GTO был первым. Он всегда будет не только первым, но и самым раритетным суперкаром Ferrari. 288-й был выпущен супер лимитированным тиражом 272 экземпляра. Для сравнения: они построили 1311 моделей F40 и 399 моделей F50.
А тот факт, что этот суперкар был построен при непосредственном участии самого Энцо Феррари, делает его еще более особенным.
ДС: Исходя из того, что мне удалось накопать, этот легендарный автомобиль помог помирить Энцо Феррари и Ники Лауда. В 1975 году Ники выступал за команду Ferrari и завоевал с ней титул чемпиона мира, но в следующем году он попал в немилость у Энцо, который считал, что Ники должен был принять участие в гонке в Японии, а не сдаваться. Между ними пробежала черная кошка, и всем было известно об этом.
Наступил 1985 год. Ники Лауда ушел на пенсию и стал заниматься продвижением марки Fiat. Думаю, Энцо увидел тогда возможность наладить отношения с Ники и предложил ему купить автомобиль по очень выгодной цене.
Проблема заключалась в том, что, когда Ники, наконец, решил обратиться к Энцо, чтобы воспользоваться его предложением (это было в январе 1985 года), производство суперкара было остановлено. Последний автомобиль был построен в октябре 1985 года и продан дилеру в США.
Но, несмотря на это, в марте 1986 года, спустя пять месяцев после заершения производства, Ники Лауда получил свой Ferrari 288 GTO, который был сделан по особому заказу. Этот экземпляр особенный не только потому, что был изготовлен последним, но и потому, что распоряжение о его производстве отдал лично Энцо Феррари.
ТГ: Как ведет себя Ferrari 288 GTO на дороге?
ДС: Он очень хорош для GTO. Мне доводилось ездить на нескольких из них. Они отлично рулятся, динамичны, но когда управляешь подобными автомобилями, ты буквально чувствуешь, что они стояли без дела долгое время. Управление очень легкое. Нужно все делать вручную, прилагать усилие, но сам автомобиль дарит ощущение легкости. Отклик на педаль газа происходит не мгновенно, нужно подождать. Но через несколько мгновений лавина динамики обязательно тебя накроет. Это один из первых автомобилей, оснащенных двигателем с двойным наддувом и форсунками Magneti-Marelli. Ты всегда должен быть наготове — ускорение не такое линейное и идеально дозированное, как у современных автомобилей.