Статьи

Lancia S4 Stradale: вымирающий вид

Переводы автомобильных изданий
Вам когда-нибудь доводилось видеть оригинальную Lancia S4 Stradale с пробегом всего несколько тысяч километров? Эти породистые итальянские жеребцы настолько раритетны, что вероятность встретить одного из них стремится к нулю. Но мне повезло. В невероятной коллекции моего друга Тима Паппаса (Tim Pappas) — парня из гоночной команды Black Swan — как раз имеется одна такая модель.
Ted Gushue — Тед Гушью (далее по тексту ТГ) — журналист: Расскажи мне историю своей Lancia Delta S4.
Tim Papas — Тим Паппас (далее по тексту ТП): В одно время я мечтал купить омологационные версии всех болидов Группы B. Но не сложилось. Зато у меня получилось собрать небольшую коллекцию, в которой есть Lancia Delta S4 Stradale — автомобиль, который лично для меня является квинтэссенцией болида Группы B. Знаю, многие не согласятся и скажут, что таким автомобилем является Porsche 959. Но у 959-й модели нет гоночной истории (разве только ралли Париж-Дакар). В любом случае, Группа B больше не существует, и меня это очень сильно расстраивает.
ТГ: Не говори.
ТП: Lancia S4 — это чертовки крутой болид, который можно назвать самым безумным представителем этой гоночной серии. А S4 Stradale является, возможно, одной из самых «чистых» омологационных версий того времени. Знаешь, в Lancia S4 все устроено настолько сложно, что создается ощущение, будто кто-то сказал: «Давайте представим самую сложную конструкцию в мире, а потом сделаем такую же, но только в два раза сложнее». Взять, например, трансмиссию, изготовленную английской фирмой Hewland, или двигатель. Чтобы выжать максимум мощности из этого мотора гоночные инженеры Lancia реализовали схему двойного наддува, включающую в себя турбину и компрессор. А ведь до них такого не делал никто.
ТГ: Почему эти парни не искали простых путей?
ТП: Думаю, это в их природе. Итальянцы все делают со страстью и вкладывают в это всю душу. Моноприводные Stratos и 037 доставили Lancia и Abarth множество поводов для гордости. В Чемпионате мира по ралли им не было равных. Но затем немцы начали оснащать свои болиды турбированными двигателями и полным приводом. Итальянцы и не думали сдаваться. Они решили, что это их игра и они в ней будут чемпионами. Так на свет появился S4 — настоящий зверь. Только представь себе: при массе около 900 кг этот полнофункциональный гоночный автомобиль оснащался двигателем мощностью порядка 1000 л. с.! На разгон с места до 100 км/ч по гравию у него уходило всего 2,2 секунд. Это просто безумие. На первый взгляд Lancia S4 Stradale внешне ничем не отличается от своего боевого собрата. Но на самом деле кузов дорожной версии покрыт не поликарбонатной смолой, а настоящим жидким стеклом и имеет немного шумоизоляции. Кроме того, передняя панель Stradale обита кожей, на комбинации приборов есть часы, а в салоне можно найти элементы отделки ручной работы. Двигатель — настоящее произведение искусства. Смотрю на него и поражаюсь! Вряд ли можно было сделать конструкцию скромного по объему 1,7-литрового мотора более сложной: два интеркулера, турбокомпрессор, турбонагнетатель, два распределительных вала… Сказка, а не автомобиль.
ТГ: На что способна эта модель в нынешней конфигурации?
ТП: Этот экземпляр был полностью восстановлен. Над ним работали два брата из Турина — эксперты по данной марке. Они восстановили его в спецификации, которую сами называют Potenziato. В результате автомобиль получил модернизированное сцепление, немного более широкое рулевое колесо, новое ПО блока управления двигателем и иную выпускную систему. У него довольно короткие передаточные числа, так что максимальная скорость составит около 130–140 миль в час. Думаю, четверть мили он преодолеет где-то секунд за 12, а первую сотню разменяет за 4,5–4,8 секунды. Что-то в таком духе. Сейчас мощность двигателя составляет 350 л. с. Однако большинство омологационных версий были дефорсированы до 240 л. с. Это связано с тем, что у Lancia S4 Stradale нет ни зон деформации, ни систем безопасности, которые могли бы защитить водителя и пассажиров. Не говоря уже про каркас безопасности, которым оснащались гоночные версии. Поэтому, оказавшись в руках дилетанта, эти Lancia в оригинальной спецификации могли представлять смертельную опасность.
ТГ: А на пике своих возможностей? Каково было управлять ими?
ТП: …Мне как-то говорили, что когда в бак этих автомобилей заливали «формульное» топливо, их двигатели развивали от 1200 до 1300 л. с. на квалификации, и около 800 л. с. в гонке! При такой массе, да еще и на гравийном покрытии даже 350 «лошадей» внушают страх. Не говоря уже про все 800 л. с. Плюс тогда не было секвентальных коробок передач и этих больших рычагов для управления тормозами. Они пришли в ралли относительно недавно. А вместо электроники распределением крутящего момента занимались дифференциалы. Все это делало болиды того времени невероятно тяжелыми в управлении.
ТГ: Да и трансмиссии тяжело справляться с таким шквалом мощности. Она буквально рассыпается под натиском ньютон-метров и лошадиных сил.
ТП: Гоночные автомобили... Конечно, на их восстановление уходит уйма времени. В ходе гонки из них выжимают все соки, поэтому они и требуют особого внимания. Как я уже говорил, в Lancia двигатель дорожной версии решили дефорсировать до 240 л. с. Это было сделано не только из соображений безопасности, но и для того, чтобы повысить его ресурс и избавить владельца от необходимости нанимать на работу механика на полный рабочий день.
Больше всего в S4 мне нравится то, что на низких оборотах пиковый крутящий момент достигается компрессором, а на высоких поддерживается турбиной. По ощущениям этот автомобиль очень похож на Audi Sport Quattro. Включение турбины в работу происходит незаметно. По сравнению с Porsche эта система выполнена очень здорово. Если ты когда-нибудь ездил на 959-й, то понимаешь, что система последовательного наддува на этой модели реализована, прямо скажем, не идеально….
ТГ: Немногим из нас доводилось поездить на 959-й модели...
ТП: [смеется] Скажем так, она довольно странная. И никогда не была идеальной. Именно по этой причине Брюс Канепа (Bruce Canepa) отказался от нее в пользу традиционной Twin-Turbo. К тому же, последовательный наддув очень привередлив, а необходимые запасные части уже не производятся. Хотя изначально система, использовавшаяся в 959-й, казалась неплохой.
ТГ: А сколько стоила новая Lancia S4 Stradale?
ТП: S4 и Sport Quattro были баснословно дорогими для своего времени. По крайней мере, так мне сказал один знакомый итальянец. Думаю, в то время они стоили где-то в два раза дороже Mercedes-Benz S-класса. В Lancia изначально не могли распродать все автомобили, а затем случилась та знаменитая авария на Чемпионате мира по ралли, когда трагически погибли Хенри Тойвонен (Henri Toivonen) и его штурман. Топливный бак у этих болидов располагается непосредственно за салоном и недостаточно защищен. И это очень плохо. В гонках не должны гибнуть люди. Автомобили должны быть достаточно безопасными, но это уже другой разговор... В любом случае компания оказалась в непростой ситуации. Эти дорожные автомобили практически не отличались от раллийных болидов, даже топливный бак расположен точно там же. Поэтому они приняли решение остановить продажи и уничтожить все оставшиеся модели.
ТГ: Господи. И сколько их тогда уничтожили?
ТП: Точно не знает никто. Официальная версия гласит, что всего Lancia построила 200 омологационных версий. Но ходят слухи, что в компании решили обмануть инспекторов и просто показывали им одни и те же автомобили, быстро устанавливая на них другие номера. Наверняка известно одно: на сегодняшний день в мире осталось где-то 45-50 экземпляров S4 Stradale. Хоть в красную книгу заноси…